?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мецада.

Ох, какой же тяжелый эпизод я пишу. Он один из ключевых и должен быть выверен. Пока еще не дошел до самых тяжелых событий, но вот уже истекают последние минуты жизни защитников Мецады. С минуты на минуту начнется резня - один из неоднозначных эпизодов Иудейской войны подходит к своему завершению.
- Сколько из нас могут завтра взять в руки оружие? – спросил Бен Яир, обращаясь более к толпе, чем к собеседнику. – Сотня? Полторы сотни? Или мы дадим в руки мечи нашим детям? Даже младенцам? - Он захохотал. - О, да… Это устрашит римлян! Ребенок с мечом в руке! Может быть, женщины остановят легионеров? Что ты смотришь, на меня, старик? Одно дело подносить на стены корзины с камнями, и совсем другое - отражать штурм: сила на силу, сталь против стали! Хочешь, я скажу тебе сколько воинов завтра может стоять у пролома? Три с половиной сотни здоровых и тридцать пять раненых! Остальные – дети и женщины. Пусть они даже возьмут в руки оружие, но сколько из них попадет в руки врага, когда битва закончится?! А дети? Ты готовишь им участь рабов? Игрушек, для услады тел?
- У них будет шанс уцелеть, - возразил Иегуда. – Пусть многие из них умрут в бою, пусть из тех, кто останется в живых, большая половина умрет в рабстве, но те, кто сумеют избегнуть страшной участи, родят детей, внуков, правнуков… Весь народ израильский произошел от двенадцати мужчин, часть семени которых есть в каждом из нас. Кровь каждого из нас будет жить в сотнях наших потомков. Убей тысячу здесь, и через сто лет мы недосчитаемся десяти тысяч!
- Рабов! – выкрикнул Элезар, перебивая Иегуду. – Десяти! Тысяч! Рабов! Рожденные в неволе станут римлянами, а не иудеями! Неужели ты не понимаешь этого, старик!?
- Они будут жить, и нести в своих жилах память нашей крови. Назови их, как хочешь, но рано или поздно, они вернуться к истокам…
- Если истоки будут!
- Истоки – это люди, которые помнят. Сохрани людей и ты сохранишь истоки. Смерть не имеет памяти, Элезар. Помнят только живые!
Бен Яир бросился к Иегуде, но не ударил, а навис над ним, задыхаясь от злости. Кулаки его судорожно сжимались и разжимались, правая рука шарила по поясу в поисках рукояти сики таким знакомым Иегуде движением.
- И что запомнят эти люди? – просипел он, срываясь на высокие ноты в конце слов. – Что они передадут дальше? Следующим поколениям? А, старик? Что они стали на колени? Что геройской смерти предпочли собачью жизнь в конуре врага? Рабы, старик, рождают рабов!
- Я видел, как рабы рождали свободных, - сказал Иегуда. – И видел, как у свободных рождались рабы. В мире бывает по-разному, Элезар. Но только у мертвого нет будущего. Никакого. Я не призываю тебя сдаться. Я бы отрезал себе язык, если бы он вздумал говорить такое! Но пусть каждый из нас выберет себе судьбу – умереть с оружием в руке, быть плененным или испустить дух от руки соплеменников! Даже Предвечный дал человеку право выбора! Почему ты отнимаешь его у людей?
- У нас не осталось выбора! – пророкотал Бен Канвон за спиной вождя. – Мы или умрем, как свободные люди или над нами надругаются. Не смущай людей, старик! Твой век закончился, так уйди с достоинством!
- С достоинством – означает с оружием в руках! – сказал Иегуда твёрдо. – Я не овца, подставляющая горло резнику. Я человек. И то, что я пережил на своем веку, тебе и не представить. Гордость моя не в том, чтобы спрятаться в небытие, уходя от ударов судьбы, а в том, чтобы нести ответственность за путь, который избран. Неназываемый дал нам жизнь, мы в праве распоряжаться ею. Но он же дал нам разум, чтобы мы знали, как ею распоряжаться.
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
dir_for_live
Jul. 14th, 2010 03:07 pm (UTC)
Он спорит с Бен Яиром? Кто он? Старик-писарь, полусумасшедший?
Опечатка, кажется: мне помнится. звали его Элеазаром, а не Элезаром.

"Я видел, как рабы рождали свободных, - сказал Иегуда. – И видел, как у свободных рождались рабы."
А эта фраза требует главы. Где и кк он это видел? О чем говорит?
morreth
Jul. 14th, 2010 03:20 pm (UTC)
Я так понимаю, он имеет в виду... свою прежнюю тусовку :).
bither
Jul. 14th, 2010 03:26 pm (UTC)
Точно, Оля. Свою прежнюю тусовку и свой собственный выбор, сделаный 40 лет назад. И выбор главного в их прежней тусовке.
Саша, предыстория известна. :-)
dir_for_live
Jul. 14th, 2010 03:52 pm (UTC)
А кто же там был из детей рабов?
bither
Jul. 14th, 2010 04:00 pm (UTC)
Саш, среди послеователей Ешу были люди по статусу ниже рабов. Например, мытарь Левий... :-)
dir_for_live
Jul. 14th, 2010 04:12 pm (UTC)
Не надо ля-ля и традиции. Он был на государтвенной службе, а то, что он был "ниже" среди подпольщиков - это совсем другое.
Вопрос: кто родился от раба, но стал свободным? Кто родился от свободных, но стал рабом - и Мегуда видел?
pauel
Jul. 14th, 2010 07:49 pm (UTC)
Прошу прощения, но мытарь - это налоговый инспектор. он по определению не мог быть ниже рабов по социальному положению. Или я что-то недопонял и имелось в виду другое положение?
bither
Jul. 14th, 2010 07:57 pm (UTC)
Ошибаетесь.
Мытарей не хоронили на кладбищах, им запрещался вход в синагогу, с ними не общались, им не занимали денег. Это было просто запрещено.
Мытарем в Новом Завете называется человек, занимавшийся сбором податей и налогов в Древней Иудее.

Так как мытари состояли на службе у римского прокуратора Иудеи (по сути у оккупационных войск), то они считались предателями иудейского народа. За это они были всеми презираемы и нелюбимы, а общение с ними как минимум не приветствовалось или даже считалось грехом. Мытари упоминаются в библейских текстах Нового Завета в Евангелие от Луки, где упоминается отношение к ним иудейского общества того времени.
pauel
Jul. 14th, 2010 08:15 pm (UTC)
Мытарь - налоговик. :) Мыто собирал.
Общественное положение однозначно выше... Рабов тоже на кладбищах не хоронили, как кстати и актеров во многих странах. Да и блудниц, кажется, в Иудее не сильно жаловали, однако в правах им, как рабам никто не отказывал.

Рабам тоже занимать никому в голову бы не пришло.

У нас тоже депутаты уважением не пользуются, да и денег им дать мало кто решится. А все-таки общественное положение считается высоким. ;)
bither
Jul. 14th, 2010 08:25 pm (UTC)
Повторюсь, раб - если он иудей, пользовался всеми правами иудея - ходил в синагогу и т.д. Хоронили его согласно Традиции, на кладбище. Мытарь работал на оккупантов. Аналог - наши полицаи. О каком положении в обществе можно говорить? Мытарь - хуже свиньи. Они подвергались хэрему -= проклятью - и не было им прощения.
(Anonymous)
Jul. 15th, 2010 12:42 pm (UTC)
Оккупанты тоже общество. По крайней мере один из его столпов... А полицаи как аналог мне тоже приходил в голову. Но во многих семьях на оккупированных территориях, помнится, полицай считался завидной партией для девушки. Почти как СС-вец в начале сороковых в Германии. Так что все зависит от точки зрения.
pauel
Jul. 14th, 2010 03:08 pm (UTC)
Класс. Понравилось. Мощно.
morreth
Jul. 14th, 2010 03:24 pm (UTC)
В Гамале все погибли, кроме двух сестёр Филиппа.
Во время тройной зачистки их не смогли найти.
Гамала относилась к городам крепостного типа,
куда очень трудно ворваться и откуда нельзя уйти.
С трёх сторон высокие стены, а с четвёртой - гребень обрыва,
висящий над чёрной прорвой, куда страшно даже смотреть.
Около пяти тысяч жителей, когда ещё были живы,
бросились в эту пропасть, предпочитая лёгкую смерть.
С ними были деньги и вещи - довольно странный обычай!
Спуститься туда сложно, подниматься ещё трудней.
Но кое-кто из солдатиков всё же вернулся с добычей.
(И некоторые предметы сохранились до наших дней.)
Хронист, описавший все это, был горек, сух и спокоен.
Он пришёл туда с победителями, в одних цепях, налегке.
До того, как попасть в плен, он был храбрый и стойкий воин,
и командовал обороной в небольшом городке.
Потом их загнали в пещеры и обложили туго,
и когда между смертью и рабством им пришлось выбирать,
они после долгих споров поклялись, что убьют друг друга.
Он остался последним. И он не стал умирать.
Он писал прекрасные книги. Он улыбался славе.
Его любили красавицы. У него удалась судьба.
Он и сегодня известен нам как Иосиф Флавий.
Флавий - это имя хозяина. А Иосиф - имя раба.
Мы обязаны памятью предателям и мародёрам.
Мы обязаны сладостью горьким всходам земли.
Мы обязаны жизнью двум девочкам, тем, которым
удалось спрятаться так, что их не нашли.

Ю. Михайлик
bither
Jul. 14th, 2010 03:29 pm (UTC)
В принципе именно об этом я и пишу.
igoryokntu
Jul. 15th, 2010 06:26 am (UTC)
Мощно
nebotticelli_xl
Jul. 14th, 2010 04:09 pm (UTC)
и я вспомнил эти строки.

автору - удачи.
חזק ואמץ = хазак вэ-амац = тверд будь и мужествен...(Иешшуа 1;6)
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek