Что мы имеем в сухом остатке? Два языка, две конфессии, две ментальности, достаточно острую взаимную неприязнь индустриального Востока к аграрному Западу, полное нежелание лидеров соответствующих партий искать компромисс. И острые (отчасти справедливые) высказывания г-на Табачника меркнут перед спичем г-на Михальчишина.
"Плакати вже набридло? Набридло бути толерастами? Набридло говорити про компроміс, про примирення, про "Схід і Захід разом"?", - вопросил Михальчишин присутствующих на внеочередной сессии Львовской облрады 13 января возле памятника Степану Бандере во Львове.
"Мені здається, що ми ще не одну таку сесію проведемо – тут у Львові, проведемо таку сесію в Києві, і мені ще здається, що буде той день, коли ми таку сесію проведемо на вулицях Донецька! Наша бандерівська армія перейде Дніпро, перейде Донецьк, і викине ту синьожопу банду, яка сьогодні узурпувала владу, з України!" (Захід.NET).
В связи с моей территориальной принадлежностью к "синежопой банде", хотелось бы спросить: 22 января у нас какой праздник намечается? Соборности?
Повторюсь - Украина никогда не была соборной державой. Она, вообще, не была державой. Всегда был парадокс - украинцы, как этнос, были, а Украины, как государства не было. Это не вопрос национальной самоидентификации, это всего навсего вопрос территорий. На этом месте была часть Российской империи, часть Речи Посполитой, часть Австро-Венгрии и только революционная буря в начале 20 века привела к краткосрочному возниконвению двух игрушечных правительств, провозглосивших акт Злуки, и после того скоропостижно отдавших Богу душу. Украина, как часть СРСР, была создана советской властью и расширена путем аннексии польских территорий Сталиным. Две части одного народа слишком долго жили раздельно, чтобы сохранить братские чувства, тем более, что советская власть на Западе устанавливалась далеко не пацифистскими методами. С помощью танков и расстрелов можно заставить совместно проживать, но нельзя заставить любить друг друга. Территории объединили, но мифологии остальсь разными. Для меня УПА воевало на стороне противника, Бандера не герой, а преступник, Шухевич, несмотря на позднее прозрение - фашист, "Нахтигаль" - СС-овский батальон, а не отряд патриотов Украины. И Петлюра не герой, а палач и бандит. И это не от незнания фактов, а от другой их интерпретации, соответствующей моему мировоззрению.
Мне бы очень хотелось, чтобы моя страна была соборной, вот только понятие соборности должно не унижать ни одну из ее частей. Рецепт на самом деле прост.
Два РАВНЫХ в правах языка, две РАВНЫХ в правах религиозных конфессии, народ вместо наций, патриоты вместо националистов. Пора перестать придумывать легенды про древних укров, от которых произошло все остальное человечество. Это комплекс неполноценности, заниженная самооценка, это просто противно, в конце концов. Давайте признаем - мы молодое государство, которому предстоит стать соборной державой, если мы проявим терпимость к взглядам соотечественников, толерантность при выборе ориентиров и мудрость при принятии решений. Вот тогда нам будет, что отпраздновать.
Journal information