?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Крестоносцы

ИМХО.
У меня лично отношение неоднозначное.
Придерживаюсь мнения, что вовсе не для Бога эти ребята кровь проливали, а для Церкви и ее обогащения, ну, и для себя родных.
В курсе, что каждый из крестовых походов имел свою подоплеку, но уверен, что так же каждый из них имел свои экономические и политические причины. Сводить противостояние двух религий - мусульманства и христианства - исключительно к вопросам веры - это не видеть за деревьями леса.
Борьба за сферы влияния, за ресурсы, за торговые пути, порты, паству - это мне понятно. Как очень небольшая часть - желание попаломничать с мечом в руке. Ну и, собственно, война за веру, как следствие того, что место паломничества в руках у чужих. Публика, которую отцы церкви привлекли к крестовому походу (конкретно указываю, к ПЕРВОМУ), была своеобразной. Не вся, конечно, но сам принцип рекрутирования радует:

Суть этой проведенной церковью работы лаконично характеризует хронист Фульхерий Шартрский: «Пусть станут рыцарями Христовыми те, кто прежде были разбойниками» (Nune fiant Christi milites, qui dudum extiterunt raptores).

Обещанное прощение, возможность грабить безнаказанно, с божьим благословением, привлекла к участию большое количество тех, кто до того грабил и убивал на родине. Этакий трудовой десант к Гробу Господню - и причем здесь, скажите, вопросы веры? Наем бандитов, для которых главное - нажива.

С другой стороны, противодействие мусульманской экспансии я трактую, как однозначно положительный момент. То есть, мнение "мы либо христиане, либо перестанем существовать" имеет место быть.

Если бы в истории походов не было страниц связанных с войной христиане против христиан, я бы относился к ним гораздо положительнее. Но такие страницы были.

У меня так.
А у вас?
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

grey_koala
May. 29th, 2011 12:26 pm (UTC)
Я не уверена, что политика в отношении евреев является мерилом "крутизны" цивилизации.
И давайте Испанию средневековую возьмем, кстати, - там все тоже было ровно с евреями. Во всяком случае, не хуже, чем у мусульман на пике терпимости.
А если брать желтые нашивки и кварталы и прочие формы унижающей социальной маркированности, то я не вижу особой разницы с исламом: там тоже были унизительные предписания для иноверцев, тяжелейший (об этом часто забывают, кстати!) налог-харадж, печать на затылок, веревка с квитанцией-бераа на шею (потерял веревочку с бумажечкой - платишь повторно харадж, нет денег - в рабство)...
xinguano
May. 29th, 2011 12:32 pm (UTC)
а очень просто: налог можно было заплатить -- и все, проблема урегулирована. а в европе налогом отделаться было невозможно...

иначе чего б тогда евреи драпанули из испании вместе с арабами? разницы ж никакой...
grey_koala
May. 29th, 2011 12:34 pm (UTC)
В смысле драпанули? В 1492? Они не драпанули, их выгнали... А до этого отделывались как раз налогом. И землю держали, и титулы имели, и высокие должности занимали.
xinguano
May. 29th, 2011 04:02 pm (UTC)
ну, как в анекдоте -- не выиграл, а проиграл, не в лоторею, а на бильярде...

харадж -- это не тот налог, что вы описываете. джизья считалась налогом на защиту немусульман исламским государством, включая "неизбежный" откуп от военной службы... кроме того, у мусульман были свои налоги, которые не платились кяфирами. неуплата любых налогов трактовалась одинаково -- у тюрму! незащита государством кяфира, уплатившего налог, давала основание на возврат налога.

нет точной информации, насколько обременительной была джизья, есть косвеные сведения, но считается что для простых людей -- обременительна (12 дирхамов в год с работника, 48 - с бизнесмена).

не читатйте популярной литературы...

про квитанции, печати и нашивки -- первоисточник в студию.
grey_koala
May. 29th, 2011 04:44 pm (UTC)
Изначально слово "харадж" было закреплено именно за налогом с иноверцев (это я почерпнула из комментариев арабистов к текстам аль-Балазури, описывающих завоевание Хорасана). потом стало обозначать налог и с правоверных тоже.
Сведения про квитанции, печати, унизительные формы маркировки (одежда особого цвета, запрет на пользование лошадью, виды ограничений на украшение седла, требования к одежде рабов - у них должны были быть нашивки как раз, более того, я читала, что именно эти желтые заплатки и были востребованы Европой как различительный знак для евреев) и размеры джизьи я почерпнула из книги Адама Меца "Мусульманский ренессанс". В ней есть ссылки на первоисточники.
Хотя, вот у аль-Балазури вычитала, что харадж с одного города в Хорасане в течение многих лет арабы брали юношами и девушками - ибо у жителей города не было денег.
Насколько книга Меца является "популярной литературой" - судить не буду.
Спорить не буду тоже, ибо, в отличие от вас, великим знатоком не являюсь.

Edited at 2011-05-29 04:52 pm (UTC)
xinguano
May. 29th, 2011 06:14 pm (UTC)
мадам, вы верно прочитали -- харадж брался с города, это был "по-коммунный" налог, типа за землю. джизья была подушным налогом. кстати, женщины, больные, бедняки, рабы, клир были освобождены от уплаты.

а вот пример глубины историзма:
Адам Мец, по происхождению швейцарский еврей, освещая историю и культуру халифата писал: "Армяне самые плохие рабы из белых также как негры (зинджи) самые плохие из чернокожих. Они имеют безобразные ноги, стыдливость у них отсутствует, воровство очень распространено... Их натура и их язык грубы. Если оставишь раба-армянина хоть на час без работы, то его натура тотчас толкнет его на зло. Он работает хорошо из-под палки и из страха. Если видишь, что он ленится, то лишь потому, что это доставляет ему удовольствие, а вовсе не от слабости. Тогда следует взять палку, вздуть его и заставить делать то, что ты хочешь" (Адам Мец "Мусульманский Ренессанс " М. 1966. с. 140-141)

grey_koala
May. 29th, 2011 06:30 pm (UTC)
прошу прощения, но это незакавыченный пересказ трактата ибн Бутлана.

Что касается хараджа, то я имела в виду конкретно этот пассаж:
33 Харадж — налог с земли в казну государства, вначале так же, как джизья, взимался с немусульманского населения покоренных стран, но уже к концу первого века ислама стал общей поземельной податью всего населения халифата.

Взято из этого издания текста аль-Балазури: http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Balazuri/frametext1.htm

и вообще, зря Вы наезжаете на Меца:)
Он же Ваш человек, то есть один из апологетов исламской цивилизации - к европейской христианской он относился довольно отрицательно, это по книге видно:)

Edited at 2011-05-29 06:39 pm (UTC)
xinguano
May. 29th, 2011 06:46 pm (UTC)
вы что, я их очень плохо переношу...
чтобы уметь жить с кобрами, нужно знать их образ жизни, не сказки про кобр! вот, буквально час назад очередной мансур спер у моего сына игрушечный автомобильчик в песочнике...
их культуру надо знать, нравятся они мне или нет -- они уже не уйдут из европы.
bither
May. 29th, 2011 07:19 pm (UTC)
:-) про Мансура - лучший аргумент в споре! Автомобиличик отобрали?
xinguano
May. 29th, 2011 07:28 pm (UTC)
не нашли мансура... смылся.

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek