?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я не пропал...

Я тут, совсем рядом, в Крыму. Приехал на 10-тилетие доченьки и остался, чтобы не кататься туда-сюда, на недельку.
Побывал в Чуфут-Кале, поснимал, фотографии будут! Жена с дочкой в мое отсутствие взяли штурмом Мангуп - тоже будут фото. Катались в Балаклаве на Катере - естественно снимали. В кадр попал камень с сакральным названием Жопа, так что теперь я точно знаю, где она находится.
Читаю френд-ленту - спасибо айпаду и 3ж, которая исправно работает в Крыму. Пишу. Роман продвигается, пусть не так быстро, как хотелось бы, но продвигается.
Успеваю так же поспать и полениться - обычно по времени эти действия совпадают.
Вода холодная - пришла "понизовка", пару дней была ниже 10 градусов, вчера 21, сегодня 17. Зато - чистая и прозрачная, я со своего 14 этажа могу разглядывать скалы на дне у берега.
Ветерок, значит, не так жарит солнце.
Писал "римские" главы, так что погода - к месту.

Иегуда, несмотря на усталость, ложиться не стал. После обильной пищи можно было провалиться в глубокий сон, а у него на конец дня были другие планы. Оставив суму на ложе, а сику на небольшом каменном выступе над окном, он вышел из постоялого двора и, не торопясь, отправился вниз по улице, к общественным баням. Но шел он не к баням, указанным Аретой. Заведение, в которое спешил Иегуда, располагалось у подножия холма, неподалеку от Цирка Максимуса, и на его поиски пришлось потратить некоторое время. Из ста пятидесяти бань, в которых римские граждане омывали свои тела, эта не отличалась ни особой роскошью, ни какими-нибудь отдельными услугами. Находясь на границе между двух миров – миром Палантина и миром Авентина – баня охотно привечала в своих комнатах и бассейнах жителей обоих холмов, предоставляя им три огромных ванны для омовений, четыре зала с разными температурами, просторную раздевалку и обширный триклиний , где гости могли отдохнуть, поесть и выпить вина. Человек, прислуживающий в раздевалке, был смугл и молчалив. Он принял у Иегуды деньги в уплату, одежду и молча кивнул, когда тот прошептал несколько слов на своем родном языке. Этих слов никто больше не слышал, и уходил ли куда из бань прислужник, Иегуда не видел. Он омыл тело, провел долгое время в горячей комнате, поплавал в бассейнах с теплой и холодной водой и перешел в лакониум .

Он сидел на мраморной лавке с закрытыми от удовольствия глазами, когда почувствовал, что рядом кто-то появился – пришедший опустился на разогретый камень неподалеку.
- Мир тебе, - произнес негромко мужской голос. Сказано было на хибру и Иегуда, не открывая глаз, отозвался на том же языке.
- Шалом!
- Мне сказали, - продолжил тот же голос, - что ты принес мне привет от нашего общего друга…
- Я принес тебе не привет, а дурную весть, Мозес, - отозвался Иегуда. - С нашим общим другом произошло несчастье. Он умер.
В лакониуме было тихо, только журчала вода в фонтанчике для питья да изредка звучно падали на пол большие тяжелые капли.
- Давно ли это случилось? – спросил пришедший.
Интонации его почти не поменялись, только голос сел, став ниже.
- Почти три месяца назад.
- Он умер на кресте?
- Да, - сказал Иегуда, открывая, наконец, глаза.
Он поднял взгляд на пожилого человека, сидящего на скамье напротив. Человек был лыс – гладкий череп выбрит до блеска, выступившая на нем испарина покрывала розовую кожу сверкающей чешуей. Из-под тяжелых, практически лишенных ресниц век смотрели почти прозрачные, блекло-голубого цвета глаза, на широком лбу разбегались в разные стороны белесые брови. Одно ухо человека было раздавлено и напоминало засохшего моллюска, зато второе, уцелевшее, украшалось массивной золотой серьгой.
- Если ты хочешь узнать, как он умер, Мозес, я могу тебе рассказать.
Старик сглотнул, шумно, с трудом, и покачал головой.
- Не говори мне ничего. Не надо.
- Он умер достойно, - сказал Иегуда. – Так, как должно умирать. А большего тебе знать не нужно.
- Как тебя зовут, человек? – спросил Мозес, не сводя с Иегуды своих водянистых глаз.
- Ксантипп.
- Хорошее имя. Не хуже любого другого.
- Ты не хотел знать, как умер твой сын. Зачем тебе знать то, что может быть опасно?
Взгляд Мозеса стал ледяным.
- Это мой третий сын, Ксантипп, - произнес он еще более хрипло. – Третий сын, которого я теряю. Все трое были непримиримыми, все трое умерли на кресте. Как ты думаешь, кому из них было легче? Моему первенцу Исайе? Или второму моему сыну – Александру? Или моему среднему – Марку? Зачем моему сердцу знать подробности? Чтобы оно разорвалось от горя? Неужели ты думаешь, что я не знаю, какие нечеловеческие муки перенес каждый из них? И что изменилось в мире от вашей борьбы, кроме того, что они умерли, и семя мое ушло в землю? Ты можешь объяснить – с какой целью Неназываемый забрал у меня детей? Что он от меня хочет?
- Не могу. И никто не сможет, Мозес. Мы просто люди и нам не дано проникнуть в его замысел.
Мозес помолчал, двигая губами. Щеки у него были вислые, такие же тяжелые, как веки, мимо крыльев крючковатого носа пролегали глубокие складки, и Иегуде показалось, что по одной из этих складок, сверкая, покатилась слеза.
- Значит, так было нужно. Таков был его замысел. Что ж… Ты принес весть, Ксантипп, – прохрипел Мозес. - Спасибо тебе. Что просишь взамен?
- Немного.
- Обычно за этими словами прячется многое.
- Не в этот раз, аба , не в этот раз…
Иегуда наклонился вперед и что-то прошептал в здоровое ухо собеседника.
В первый момент Мозес отшатнулся, но быстро взял себя в руки и сел ровно, запахнув простынь на неожиданно волосатой груди.
Он молчал долго, и Иегуда тоже молчал, слушая стук капель и песню воды в мраморной вазе фонтанчика.
- Хорошо, - произнес Мозес спокойно. – Я помогу тебе найти этого человека. Но другой помощи от меня не жди.
- Мне не нужна другая помощь. Я бы не просил бы и об этом, но не могу же я, чужак, ходить и расспрашивать прохожих… Ты – богатый купец, гражданин Рима – знаешь все, всех и каждого. Ты легко приведешь меня к нему…
- Я богат, я купец, - усмехнулся Мозес горько, - Я римлянин, я уже почти и не иудей, раз не живу по Закону. Дети мои – зелоты – отказались от меня, мне никогда не слышать смеха внуков. Я даже не смог прочесть каддиш над телами сыновей. Я давно умер для вас, в моем доме стоят статуи, новая жена моя - чужого племени… Ты просишь чужака помочь, хотя знаешь, что случится со мной, если кто-нибудь узнает, что я хоть как-то способствовал тебе…
- От меня никто и ничего не узнает, Мозес.
-Ты уверен в этом, Ксантипп?
- Никто не будет знать, что ты помог мне.
- Ты даешь слово?
- Даю.
Мозес помолчал, двигая бровями.
- Ты ведь чистоплотный человек, Ксантипп? - спросил он неожиданно. – Любишь помыться? Поплавать в чистой воде? Можешь не отвечать. Сам вижу, что да… Приходи в мои бани через два дня, после полудня. Возможно, если я тебе поверю, ответ уже будет ждать тебя в раздевалке. Или не будет – тогда тебе предстоит все сделать самому. И не ищи со мной встреч, земляк. В любом случае – не ищи. Мы с тобой больше не увидимся. Так будет лучше для всех.
Иегуда ничего не ответил.
Он облокотился на теплый камень скамьи и прикрыл глаза.
Когда он снова открыл их, в лакониуме уже никого не было.
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
apervushin
Jun. 19th, 2011 08:19 pm (UTC)
В Партенит заглянешь? Мы ближайшую неделю с Еленой здесь точно сидим, пока Глеб со Светой по европам рассекают. Выпили б чего-нибудь. ;-)
bither
Jun. 19th, 2011 08:28 pm (UTC)
Постараюсь. Дай контактный телефон в личку на всякий случай. Я в Форосе, это конец ЮБК, но чем черт не шутит? Было бы здорово повидаться!:-)
apervushin
Jun. 19th, 2011 08:29 pm (UTC)
Форос -- это в двух шагах. Можно на катере доехать -- он тут бегает регулярно. :-) Счас брошу телефон.
xinguano
Jun. 19th, 2011 11:33 pm (UTC)
я чтото не могу пересчитать сыновей:
- Это мой третий сын, Ксантипп, - произнес он еще более хрипло. – Третий сын, которого я теряю. Все трое были непримиримыми, все трое умерли на кресте. Как ты думаешь, кому из них было легче? Моему первенцу Исайе? Или второму моему сыну – Александру? Или моему среднему – Марку?
hind19
Jun. 20th, 2011 06:37 am (UTC)
Я сначала тоже не понял, потом насчитал 5 (если третий - средний).
xinguano
Jun. 20th, 2011 09:00 am (UTC)
и потом -- споследней женой чужестранкой -- тоже.

если последняя жена -- чужестранка, то дети-фундаменталисты с еврейскими именами, наверное, от предыдущей. как среди них мог затесаться александр?

если уже александр -- от жены-чужестранки, то как ее дети оказались непримиримыми?

потом, у вас протокол не соблюдается -- раньше в письмах флавия атриум назывался в греческом стиле, атрием. чуть выше по тексту -- триклиниум превратился в триклиний. это логично и удобно -- но пусть лакониум называть лаконием.
bither
Jun. 20th, 2011 09:56 am (UTC)
Уважаемый Леша! давайте теперь по порядку. Это к нашему с Вами разговору, что к вопросам надо быть готовым.)))
Иудейская цивилизация конца до Иисусовой эры, начала нашего века - эллинистическая цивилизация. Имя Александр Яннай вам о чем-то говорит? Если нет -отсылаю к первоисточникам. Еврей по имени Александр - это не просто норма, а обычное дело. Сын Ирода носил такое имя.
Для того, чтобы чужестранка стала женой еврея, соблюдающего закон, она должна принять веру, пройти обряд гиюра, что в те времена было практически невозможно, значит, сыновья, родившиеся от такой жены евреями не будут. Непримиримые могут быть только от жены еврейки, значит, от первого брака. Это правильно, но, как мне кажется, в пояснении не нуждается. По тексту понятно.
Теперь клиниумы, триклиниумы и т.д
На иудейскую цивилизацию, как я уже говорил, оказали две цивилизации - греки и римляне. Причем влияние греческой было сильнее, так как сами римляне в основном заимствовали все оттуда. Флавий писал на греческом, латынь он хорошо выучил только в преклонном возрасте, но книги писал на греческом и хибру ( использовал так же арамейское наречие). Ничего уливитльного, что в своих письмах он использует греческий вариант произношения слов. Так у него в текстах и есть, кстати.
Разговор в приведенном отрывке ведет живущий в Риме еврей. Владелец бани римского стиля. Как он должен называть части бани? Как их должен называть гражданин Рима? Как их должен называть пришедший в Рим Иегуда?
xinguano
Jun. 20th, 2011 10:25 am (UTC)
ян, дело за маленьким -- найдите пару-тройку зелотов или других ФУНДАМЕНТАЛИСТОВ, которых звали бы александр -- и возражение снимается. знаю филона александрийского -- но он точно не еврейский талиб. для меня, читателя с пусть расширенным, но обыденным представлением об израиле, зелот александр такой же нонсенс, как штурмбанфюрер сс мовсесян.

пассаж про гиюр никому не нужен -- ваш герой уже заявил, что он живет не по завету. мое замечание это учитывало.

я говорил о протоколе рассказчика, протоколе стилистическом. вы то эллинизируете термины, то нет:

обширный ТРИКЛИНИЙ, где гости могли отдохнуть, поесть и выпить вина. Человек, прислуживающий в раздевалке, был смугл и молчалив. Он принял у Иегуды деньги в уплату, одежду и молча кивнул, когда тот прошептал несколько слов на своем родном языке. Этих слов никто больше не слышал, и уходил ли куда из бань прислужник, Иегуда не видел. Он омыл тело, провел долгое время в горячей комнате, поплавал в бассейнах с теплой и холодной водой и перешел в ЛАКОНИУМ.

для бывшего советского человека такая несогласованность не грех, но опытное ухо царапает.
bither
Jun. 20th, 2011 10:42 am (UTC)
АЛЕКСА́НДР ЯННА́Й (126–76 до н. э.), царь Иудеи из Хасмонейской династии (см. Хасмонеи) и первосвященник в 103–76 гг. до н. э., третий сын Иоханана Гиркана. Отец и братья относились к нему с пренебрежением, а с приходом к власти его старшего брата Аристобула I (104–103 гг. до н. э.) Александр был заключен в тюрьму. Когда Аристобул I умер, его вдова Саломея-Александра освободила Александра Янная и, согласно еврейскому обычаю левиратного брака, стала женой нового царя.

Пример достаточно кошерно? Имя Аристобул - это тоже от греков.

Лакониум — это греческая баня, чье название произошло от области Лаконики, куда входила древняя Спарта, где суровые воспитатели готовили бесстрашных греческих воинов и спортсменов. В жесткой дисциплине и лишениях учителя взращивали будущую гордость Греции, в процессе учения лишая их роскоши и излишеств. До наших дней остались такие понятия как «спартанский образ жизни» и «спартанская обстановка», которые обозначают крайнюю умеренность во всем.

Попробуйте найти что-то на слово "лаконий".

xinguano
Jun. 20th, 2011 11:01 am (UTC)
ян написал свой предыдущий комент ПОСЛЕ того, как заглянул в электронную еврейскую энциклопедию.

конечно, не кошерный. царская семья лет за сто пятьдесят до ирода великого наверняка была еще меньшими РАДИКАЛАМИ, чем сам ирод. я же просил зелота или хотя бы фарисея описываемых вами времен. есть такое имя на моссадских черепках, например?
bither
Jun. 20th, 2011 12:06 pm (UTC)
Движение зелотов возникло после начала римской оккупации, традиции имен в Иудее к тому времени были не настолько радикальны, как Вы думаете. Среди зелотов, думаю, можно было встретить людей с любыми именами, а вот на черепках греческих имен нет, тут пример привести не могу. Но Александр Яннай был первосвященником, что с точки иудейской веры кошерней некуда. Радикальней любого дельта или канаима.
xinguano
Jun. 20th, 2011 12:31 pm (UTC)
ян, я не обсуждаю принципиальную возможность. я говорю о штурмбанфюрере мовсесяне. или читатель хихикнет, или штурмбанфюрера будут звать хотя бы кински или базедов. вас устраивает, чтобы в этом месте грамотный читатель хихикнул? оставляйте, кто ж настаивает...

представьте себе, в семье русского старообрядца или черносотенца рождается ребенок, и родители называют его хаймом... что слышно в зале?
bither
Jun. 20th, 2011 12:51 pm (UTC)
Некорректно. Грамотный читатель как раз не хихикнет. Иудейский царь Аристобул-это нормально, первосвященник Александр - вполне кошерно. Если кто-то не знает историю, то это не моя забота. Вот на меня обижаются православные, когда я говорю, что Анна, Иван, Павел, Михаил - еврейские имена. Как?!!! Они же исконно русские! Ага! Как и Елизавета, исконно, но не русские!
Леша, срочно читать Флавия!
xinguano
Jun. 20th, 2011 01:27 pm (UTC)
ну уж в читателях я, пожалуй, лучше разбираюсь...

то что вы назвали грамотным -- это на самом деле читатель-специалист. но, боюсь, таким ваше творчество представится хорошим местом порезвиться. они будут дотошно перебирать шерстку вашего щенка и торжествующе тыкать вас носом: "ну вот же блоха, как вы не видите! а вот еще! бедное животное, ну так же нельзя!.." ах, да, забыл -- и "я же вам сто раз говорил!"

учитывая, что такое буквоедство -- национальный еврейский спорт, и на карту поставлена честь самой семьи прицци -- пощады вы не дождетесь...

я говорю о всего лишь грамотном читателе -- т.е. таком, который услышав слово зелот хотя бы представит себе его написание, и в каком разделе истории его искать. такой читатель обычно знает, что зелоты -- это иудейский союз михаила архангела вкупе с черной сотней и ал-каедой. А БОЛЬШЕ ЕМУ И НЕ НУЖНО! я вам уже говорил -- никого, в сущности, в россии не интересуют давно истлевшие иудейские проблемы... и в германии, кстати, тоже....

поэтому у еврейских фундаменталистов должны быть все же фундаменталистские имена. а не мовсесян.
xinguano
Jun. 20th, 2011 11:07 am (UTC)
я и не триклиний, и на атрий ничего тоже толком не нашел. я поэтому и согласился считать это авторским удачным трюком.
bither
Jun. 20th, 2011 12:15 pm (UTC)
ТРИКЛИНИЙ

          (лат. triclinium, от греч. treis - три, kline - постель) - в Древнем Риме обеденный стол с ложами по трем сторонам для возлежания во время трапезы; так же называлось и помещение, в котором он находился.


РИМСКИЙ ДОМ. АТРИЙ (ATRIUM)

 

Атрий (атриум, от лат. ater - темный, черный) - средняя часть древнеиталийского и древнеримского жилища, представляющая собой закрытый внутренний двор, куда выходили остальные помещения. Первоначально в центре атрия находился очаг, а крыша над ним имела отверстие для выхода дыма, в связи с чем стены атрия чернели от копоти - отсюда и его название. Затем вместо очага появился четырёхугольный неглубокий бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие для стока дождевой воды (комплювий). В эпоху поздней республики и империи атрий стал одним из парадных помещений римского дома.
xinguano
Jun. 20th, 2011 12:44 pm (UTC)
ян, сеть у меня тоже в порядке, я посмотрел. я уже понял, что мы смотрим на этот момент под разными углами. я уже нашел, что для латинизмов на -ум нет устойчивых соответствий (как есть для -ус). у меня отсюда шло царапанье -- это мужской род -ус передаются обычно так, как вы поступаете с -ум. но все равно, единообразие украсило бы...

пысы. лично я бы вообще по возможности избегал бы всей этой терминологии. русский язык достаточно могуч.
xinguano
Jun. 20th, 2011 10:37 am (UTC)
касательно флавия.

вас ничто не обязывало заставить его писать по латыни неграмотно. но учитывая, что склонение слов на -ум у русских не очень благозвучно, а названия внутренней обстановки римского дома и так имеют почти сплошь греческое происхождение, греческий акцент в принципе выглядит хорошо замотивированным трюком, улучшающим благозвучие склонений.

я думал, вы это расцените, как похвалу вашего мастерства. мне такие приемы нравятся, замечание касалось лишь вашей непоследовательности.
ermenegilda
Jun. 21st, 2011 05:30 am (UTC)
В Новом Завете треть персонажей с греческими именами от царевны Береники до рыбака Андрея.
В первом веке в римском мире была страшная мода на Восток. В том числе и на иудейскую веру (как у нас в 80-е на буддизм). Были люди полностью проходившие гиюр, были люди, частично соблюдавшие обряды. Ювенал издевался на иудействующими, как мы смеемся: "Зачем русскому человеку харя Кришны".
xinguano
Jun. 20th, 2011 11:36 am (UTC)
кстати, во дворце то были? там подушки ханские все те же, пропыленные, прописаные -- или заново набитые, свежие?
bither
Jun. 20th, 2011 12:01 pm (UTC)
Дворец - просто никакого впечатления не оставил. Новодел. Типичное сшибаете бабок. После двух пожаров там ничего и не осталось. А уж вещей аутентичных и в помине нет. Не советую - аттракцион для непривередливых туристов!
xinguano
Jun. 20th, 2011 12:13 pm (UTC)
а я видел вроде еще старый... нас в ИнБЮМ от дворца пионеров на экскурсию возили, так была экскурсия и во дворец и в чуфут-кале... там тоже смотреть было не на что, но была якобы аутентичная овстановка залы, где собирался ханский диван. оттуда и засевшее воспоминание о подушках...
bither
Jun. 20th, 2011 12:20 pm (UTC)
Кроме потолка и четырех из семи окон второго яруса - ничего не осталось. Они так и говорят. Диваны и подушки - новые. Фонтан в центре не сохранился.
youngrr
Jun. 21st, 2011 03:40 pm (UTC)
спасибо, за инфу... как раз через пару дней в Севастополе буду, на Чуфут, не попрусь... там все хуже и хуже с каждым годом... А я еще советскую экспозицию помню...
lu_star
Jun. 20th, 2011 01:37 pm (UTC)
Неплохая сцена, вполне себе кинематографична...)))
что для тебя неудивительно. ;)
Зато вот здесь
<< ... мимо крыльев крючковатого носа пролегали глубокие складки, и ....
////////////////////////////////////////////////////////
- Немного.
- Обычно за этими словами прячется многое. ==

Попридираюсь малость:
1. "мимо" крыльев носа складки пролегать НЕ МОГУТ. Могут рядом с..., ПОД крыльями..., обходя крылья..., подрезая крылья...; и т.п. (МИМО - можно только пробегать, а не пролегать)))

2. неудобный - "спотыкательный" - повтор, снижающий напряжение момента (смысловое). ИМХО, лучше в реплике Мозеса сказать: - "...прячется ГОРАЗДО БОЛЬШЕ", или (*вдруг как-то усмехнулось*;)... " - Душу? или саму жизнь?"


Пы.Сы.
Вечно проскакиваю Дианкин День Варенья. Зато любящий Папочка - никогда не забывает подарить чаду своё драгоценное время щедро. Молодцы. Не сидите на месте. Фотки, ага, - ждем_с. ;)
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek