?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пишет мой друг и редактор Саша Данковский, он же dnk401 

Из книжки, которую я сейчас читаю, называется «Во что мы верим, но не можем доказать». Там куча разных людей, в числе которых нобелевские лауреаты, высказываются на тему «есть ли жизнь за пределами Земли», «есть ли Бог» и т. д.

«Я верю, что не существует ни Бога (или богов), ни такой вещи, как душа (что бы сторонники религий ни называли этом словом).

Я очень впечатлен и тронут одной концепцией тех, кто находится «по другую сторону баррикад». Некоторые верующие утверждают, что, если бы существование Бога было доказано, это стало бы катастрофой — истинным деянием Вельзевула. Что толку в религии, если она предлагает совершенно прозрачный контракт, а не «прыжок веры» в непостижимую пустоту?

Многие физики, в первую очередь астрофизики, странным образом настаивают на том, что размышления о Большом взрыве наводят на идею Бога. Но в моем мире, мире биологов, упоминание Бога вызывает настоящее бешенство —например, когда мы сталкиваемся с неизлечимыми формами детской лейкемии.»

Роберт Сапольски — профессор биологии Стэнфордского университета и профессор неврологии Стэнфордской медицинской школы. Автор книги «Мемуары примата».

У меня упоминание Бога бешенства не вызывает, но я тоже твердо верю в то, что никакой высшей силы не существует.
В 33 года я крестился по просьбе супруги. Наверное, сделал неправильно, так как и тогда не верил - просто оттанцевал обязательную программу. Верующего из меня не получилось, так что год назад крест с шеи я снял. Считаю аморальным исполнять ритуалы не веря сути.
Это не разрыв с религией, это признание статус кво. Чем больше я читаю об эпохе возникновения христианской религии, чем больше узнаю о корнях и деяниях, тем глубже мои антиклерикальные убеждения агностика-атеиста. Я не собираюсь обращать верующих в безбожие, это глупо и бесполезно. Я не могу (и не хочу) доказывать кому бы то ни было наличие или отсутствие высших сил. Это личное дело каждого верить или не верить. Но для себя я выводы сделал и окончательно определился с позицией в отношении религий и веры.
Не верю.
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
dir_for_live
Jun. 30th, 2011 02:44 am (UTC)
Бешенство вызывает постоянное упоминание бога лицами в черных и прочего цвета рясах. Они одни знают, что, где и как. Именно знают! И спорить с ними бесполезно, потому что они знают, а ты, мол, всего лишь неуч, да еще и неверующий.
zvjazkovyj
Jun. 30th, 2011 04:54 am (UTC)
Это свойство всех дипломированных специалистов.
kalipso1
Jun. 30th, 2011 07:27 am (UTC)
О неверящих биологах.
У меня тут под боком пара очень верующих микробиологов. Как-то не мешает им вера работать, а работа верить.
Но вообще согласна, что вера - понятие индивидуальное и многие обряды при всей их символичности давно превратились в пляски с бубнами. Особенно радует их платная основа...
drug_indejcev
Jun. 30th, 2011 07:31 am (UTC)
> убеждения агностика-атеиста

Всё-таки агностик и атеист - совершенно разные вещи :)
hind19
Jun. 30th, 2011 11:38 am (UTC)
Лично для меня, существование бога, как разумной высшей силы не доказано. Напротив, то, что я вижу, говорит о том, что бога не существует.
nghbr_aka_sosed
Jun. 30th, 2011 03:46 pm (UTC)
"Чем больше я читаю об эпохе возникновения христианской религии.."
Может, все дело в том, что ты не то читаешь? Или читаешь только то, что ложится в твою собственную схему? Во всяком разе, твои источники информации об истории христианства далеко не так беспристрастны, как они утверждают (это мягко говоря) и в этом они мало отличаются от апологетов христианства (которых ты отказываешься читать как раз на основе их пристрастности). Ты читаешь только то и прислушиваешься только к тому, что ложится в канву твоих собственных убеждений (вернее, предубеждений). Поэтому неудивительно, что в результате ты все больше и больше в них утверждаешься.
nghbr_aka_sosed
Jun. 30th, 2011 04:28 pm (UTC)
" Но в моем мире, мире биологов, упоминание Бога вызывает настоящее бешенство —например, когда мы сталкиваемся с неизлечимыми формами детской лейкемии."
У меня тоже вызывают бешенство такие фразы. Когда Бог пришел к людям, единственное место, которое люди смогли найти Ему было на кресте. Вы распяли Его и теперь беситесь, что Он ничего не делает? Может лучше на себя посмотреть?
У одного из отцов, был такой образ: грехи - это как камни, которые человек подбрасывает, когда идет по жизни. И все эти камни падают обратно злом, они не могут не упасть. И каждый раз, когда человек содрогается над умирающим невинным ребенком, ему следует задуматься, а не его ли камень упал на голову этому ребенку?
hind19
Jun. 30th, 2011 05:35 pm (UTC)
//Вы распяли Его и теперь беситесь, что Он ничего не делает?//

У меня есть некоторые сомнения в том, что больные лейкемией дети принимали участие в распятии Христа.

Хотя тезис о том, что беды детей - плата за грехи родителей - я от христиан слышал. Правда не понял, при чем тут дети.

nghbr_aka_sosed
Jun. 30th, 2011 06:02 pm (UTC)
Речь не о плате детей за грехи их родителей. Речь о "камнях", которые случайным образом падают на случайных людей. Да, какие-то "камни" падают на головы тех, кто их подбросил. Но другие падают на совершенно посторонних людей. Образ понятен? Зло, которое _вы_ приносите в мир не обязательно возвращается к вам же. Подобным образом, зачастую, к вам возвращается зло, посеянное кем-то другим (или другими). Поэтому, как распространитель зла, вы тоже вложили свою лепту в смерть ребенка. Может и небольшую (в сравнении с тем же Гитлером), но - вложили. А значит, (на качественном, а не на количнственном уровне) виновны в его смерти.
*
Чиста для протоколу: все это действительно в рамках "высшей нравственности" (если можно так выразиться), или в стандартах нравственности, установленных Богом. С точки зрения человеческих стандартов вы (вероятнее всего) вполне хороший человек. Кто из нас без греха, не так ли?
(no subject) - hind19 - Jul. 1st, 2011 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nghbr_aka_sosed - Jul. 1st, 2011 09:01 pm (UTC) - Expand
dnk401
Jun. 30th, 2011 07:55 pm (UTC)
Неоднократно читал, что христианство -- первая религия, предложившая концепцию индивидуальной ответственности в противовес ответственности коллективной (за грехи отцов, народа и пр.). Дескать, сам нагрешил -- сам отвечай. С этой точки зрения метафору о грехах как камнях понять не могу. Равно как не принимаю и не понимаю концепцию первородного греха, оставшуюся в христианстве. С точки зрения индивидуальной ответственности, имхо, болезни детей лучше объясняют восточные течения с их идеей реинкарнации. В прошлой жизни нагрешил -- в этой болеешь. Все, по крайней мере, логично.
P.S. А в книге, с цитаты из которой тема началась, немало утверждений и противоположного свойства.
nghbr_aka_sosed
Jun. 30th, 2011 09:02 pm (UTC)
Вы просто немного путаетесь в терминологии, поэтому и общая картина вам кажется "нелогичной". Попытка объяснить займет много букв. Если хотите, об этом можно поговорить в привате. Вцелом же, вы пытаетесь спроецировать свое представление о справедливости на Бога. У вас это плохо получается, но виноватым оказывается Бог. Железная логика :-)
dnk401
Jun. 30th, 2011 10:15 pm (UTC)
Ну, положим, я никого не обвинял -- в том числе и Бога. Что до "спроецировать свое представление" - соглашусь до некоторой степени. Только проецирую я его не на Бога, а на его творение, т. е. на окружающую действительность. Ну да, есть у меня (между прочим, созданного по образу и подобию, если верить Писанию) некое представление о справедливости. Почерпнутое, в частности, из того же Писания. Впрочем, там описано множество разных версий справедливости, особенно в Ветхом Завете.
(no subject) - nghbr_aka_sosed - Jun. 30th, 2011 10:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dnk401 - Jul. 1st, 2011 09:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nghbr_aka_sosed - Jul. 1st, 2011 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Jul. 1st, 2011 10:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nghbr_aka_sosed - Jul. 1st, 2011 10:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Jul. 1st, 2011 10:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nghbr_aka_sosed - Jul. 1st, 2011 11:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Jul. 1st, 2011 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nghbr_aka_sosed - Jul. 1st, 2011 11:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dnk401 - Jul. 2nd, 2011 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nghbr_aka_sosed - Jul. 3rd, 2011 03:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - nghbr_aka_sosed - Jul. 3rd, 2011 03:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - dnk401 - Jul. 3rd, 2011 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - nghbr_aka_sosed - Jul. 3rd, 2011 01:24 pm (UTC) - Expand
ivlasyuk
Jul. 1st, 2011 10:41 pm (UTC)
Существует лишь твоё собственное сознание, твоё индивидуальное восприятие мира и отношение к тому, что происходит с тобой и вокруг тебя. Всё, что написано и говорено до тебя и рядом с тобой - это мир через субъективную призму восприятия других людей. Эту информацию ты тоже пропускаешь через себя, пытаясь её ещё и оценить "похоже на правду/не похоже" (верю/не верю). Исторических и современных тебе фактов (то есть, информации 100% достоверной) как правило, исчезающе мало. "Исторических свидетельств" вообще, я думаю, не существует в природе - пирамида воочию увиденная, к-чно, впечатляет сильно - но её история остается на 99% загадкой, гипотезой. Мы не можем объективно говорить о том, что происходит сегодня или что на самом деле происходило 5-10 лет тому - как мы можем быть уверенными в дошедших до нас свидетельствах о событиях тысячелетней давности?
Сложная тема "божественного" в человеческой философии, истории и культуре - в том же ряду гипотетических представлений человека об окружающем мире. "Богоискательство" или "вера" базируется на человеческой психологии, индивидуальной и социальной, компенсируя в какой то мере информационный вакуум, окружающий любого человека.
Как социально-психологический регулятор, вера и религия в общем, полезна в нашем несовершенном многомиллиардном сообществе людей - это было и остается гениальным изобретением человечества.
Для каждого человека вопрос веры - штука сугубо индивидуальная. Хотя к-чно, плохо когда институт религии обществу навязывается в кач-ве суррогата культуры и "стандарта мировоззрения".
Для меня лично - вера не является способом понимания окружающего мира. А общечеловеческие ценности, мораль, система критериев - они могут и должны существовать для каждого человека без привязки к вере в божественную или некую "духовную" природу мира
На самом деле, каждый человек сам себе отвечает на этот извечный вопрос "о боге" - в идеале, без давления со стороны общества...
bither
Jul. 1st, 2011 11:07 pm (UTC)
Я религию воспринимаю, как изложенный в доступной форме свод правил человеческого общежития.
Не убий, не укради, не возжелай... Тут пофиг, произошел человек от обезьяны или его вылепили из глины. Живи так, чтобы рядом с тобой могли жить другие. Не делай ближнему того, что не хотел бы для себя. Прозрачно, понятно, нормально.
Придумали, что эти заповеди дал Бог. Ок. Пускай. А как еще было объяснить пастухам правила совместного проживания? Никак.
Придумали - и ладно. Но было это 5000 лет назад! Мне теперь, для того, чтобы не бить соседа дубиной, не надо верить в сказочку про скрижали. Я вырос из нее.
Я о чем? Я о том, что если брать религиозные книги, как источник разумного доброго вечного - этого там нет. Там много разного, в том числе и жестокости. Но есть рациональное зерно.
Но когда мне предлагают поверить в "систему" - я этого сдалать не могу. Противоречит рацио. Не верю ни на грош.
ivlasyuk
Jul. 2nd, 2011 06:49 pm (UTC)
Не верю ни на грош...

Так ото ж :)
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek