?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пилат и Афраний

Он прервался, отпил воды с лимоном из стоящего перед ним кубка, облизнул пересохшие губы, и продолжил:

- Не скрою, я озабочен. Но у моей озабоченности есть причины. На праздник в Ершалаим стекается полмиллиона людей – это очень много для города, это очень много для моей службы. Это, вообще, очень много, если помнить, что легионы стоят у Виттелия, в Дамаске, а не у вас в Кейсарии и вы, при всем желании, не сможете задействовать их немедленно. Я не трус, прокуратор, и никогда не обращался к вам попусту, вы это знаете. Я не стал бы беспокоить вас и далее, но… Если события нас застанут врасплох, мне не будет оправданий. Поэтому я и попросил вас выслушать доклад.

- Пока что я не понял, что именно испугало вас, Афраний, - сказал Пилат. – Вы, опытный чиновник, моя правая рука, испуганы бродячим философом и жалкой кучкой его последователей? Вам ли – римлянину – бояться этих болтунов? Да сотни таких «учителей» бродят по округам, рассказывая небылицы! Что заставляет вас прислушиваться к этому жалкому чириканью, вместо того, чтобы просто скрутить воробушку голову?

Несерьезные, издевательские нотки в его голосе исчезли.

Теперь он говорил хрипло и тягуче - вещал, как настоящий римский чиновник, который одним своим тоном должен приводить окружающих в трепет. И глядел грозно, исподлобья, наклонив голову, словно атакующий прохожего буйвол. Кожа на бритом черепе неприятно шевелилась, живя собственной жизнью.

Секст Афраний Бурр мало кого боялся.

Его боялись – это было вполне объяснимо, иначе, зачем бы он брался за эту опасную, грязную, но необходимую государству работу? Но, глядя на Пилата Понтийского, Афраний испытывал крайне противоречивые чувства. Прокуратора стоило побаиваться. Перед Афранием в начальственном кресле сидел, прежде всего – воин, и лишь во вторую очередь – чиновник. Такой человек не развязывает узлы, а рубит – это неразумно и может привести к далеко идущим последствиям, но тому, кто привык решать проблемы сталью – это безразлично. Во время войны такие люди на вес золота. А в мирное время… Кто же держит у очага горшок с греческим огнем? Нет! Нет! Не такой префект нужен этой стране! Как был бы хорош Всадник Золотое Копье в роли наместника в любой из варварских колоний! И как опасен он здесь, где вовремя сказанное либо несказанное слово может предотвратить кровопролитие или спровоцировать его!

Не уважать Пилата было бы ошибкой – он был умен, по-звериному хитер и жесток, алчен и властолюбив без меры, но при том решителен и целеустремлен, быстр в действиях и потому очень опасен. Только вот в глубине души, начальник тайной службы не испытывал к прокуратору Иудеи никакой симпатии, и считал, что Пилат, несмотря на все свои достоинства, не достоин своего места. Тот же Виттелий – неприятный, подозрительный, жестокий, жадный и злопамятный, как хорёк, был настоящим наместником, обращавший любое событие не только на пользу себе, но и на пользу Цезарю и Риму.  Достоинства же Пилата вредили делу чаще, чем его недостатки, потому, что воин всегда одерживал верх над политиком!

В проблеме, стоявшей перед Афранием сегодня, рубить узлы наотмашь было рискованно.
Во-первых – узлов было много, как всегда в политике, во-вторых – в эти узлы были скручены интересы Империи, четырех тетрархий, саддукейского первосвященства, фарисеев, зелотов, греков, египтян…  Тут пригодится не меч, а острый, как сталь ум, знание слабостей и силы каждой сторон, понимание тайных пружин, управляющих каждой из группировок.
Афраний понимал многое, хотя далеко не все. Пилат же пытался править по своему разумению, не считаясь с обстоятельствами. Так можно победить грубую силу, сломать ее, засыпать колодцы трупами, водрузить штандарты над разрушенными крепостями и править сожженной страной. Но так нельзя построить мир. А Риму нужен мир в провинции, дающей как минимум третью часть хлеба Империи. С другой стороны, проявить слабость в противодействии нарождающейся смуте – это дать возможность поднять головы тем, кто только и мечтает о том, чтобы Иудея отпала. Канаим, с их тактикой ударов из-за угла, представляют куда меньшую опасность, чем те, кто пытается сплотить вокруг себя народ – до тех пор, пока Га-Ноцри проповедовал, вызывая скрежет зубовный у Каифы и его тестя, Афраний только лишь следил за ним в полглаза.  Нынче же нужно было выстроить стратегию противодействия, причем выстроить ее так, чтобы прокуратор полагал ее своей, но при этом не сжег Ершалаим в своем неудержимом стремлении к победе любой ценой. Кому нужен будет мир на развалинах?

- Позволено ли мне, мой господин, подробно объяснить свою точку зрения? – спросил Афраний.

Пилат кивнул, не сводя с начальника тайной полиции неприятного, давящего взгляда.

- Благодарю, - продолжил свою речь начальник тайной полиции. – Недавно, прокуратор, по приказу тетрарха Галилеи и Переи Ирода Антипы, был казнен Иоханан, по прозвищу Окунающий. Как по мне – безвредный человек, избравший Ирода и его семью объектом для своих проповедей о нравственности. Согласен, он говорил не слишком приятные вещи, но о личной жизни и пристрастиях тетрарха в Тивериаде и Кейсарии Филипповой не судачил только ленивый. Однако, Ирод казнил Окунающего в назидание остальным болтунам. Так вот, мой господин, до тех пор, пока Иоханан был жив, у него было не так много последователей, чтобы о них беспокоится. Зато после смерти многие посчитали его пророком, Галилеянина же признали воскресшим Иохананом, что добавило ему популярности, а ученики убитого теперь ходят за Га-Ноцри, как овцы за пастырем. Полиция тетрарха даже проводила дознание по этому поводу, и естественно, пришла к выводу, что это не Иоханан, ведь тело Окунающего захоронено, а голова выставлена на всеобщее обозрение. Только кто их слушал? Народу не нужны факты, народу нужна сказка, в которую он поверит…

Иногда живой человек, прокуратор, пусть даже очень беспокойный, приносит меньше хлопот, чем мертвый. Возвеличивать мертвецов куда проще, чем понимать живых. Мертвец не струсит, не сделает глупостей и никогда не обманет ничьих ожиданий. Если мы не хотим плодить пророков, и подавлять восстания, тогда может быть стоит задумываться, прежде чем рубить кому-то голову? Мой друг – Сенека-младший, с которым мы росли вместе, говорит, что голос с креста слышен дальше, чем голос из каменоломни. Он не воин - он философ, хотя и претендует нынче на должность квестора[1], и умен не по годам. Много раз его советы помогали мне в трудные минуты, я доверяю его мнению и собственному опыту, поэтому стараюсь не убивать без особой на то нужды. Но это вовсе не означает, что я беспечен! И сейчас я ощущаю опасность, мой господин, а не выдумываю ее, чтобы получить вашу благосклонность за бдительность. Мне не по душе, когда человек, известный своим ораторским даром, вдруг начинает изо всех сил стараться соответствовать пророчествам из еврейских священных книг. Потому, что иудеи верят пророчествам.  Мне не нравится, когда на рынках и во дворах начинают шептаться о том, что в город пришел машиах, потому, что иудеи  уверены, что пророчества сбудутся и машиах придет. Мне совсем не по себе, когда кто-то провозглашает себя Сыном Божьим, царем Иудейским и назначает свой собственный Синедрион, потому, что в стране уже есть Синедрион, а двух Синедрионов Иудея просто не выдержит![2] И волнуюсь я еще потому, что полмиллиона пришедших на Песах правоверных иудеев, при определенных обстоятельствах, могут легко стать полумиллионом свирепых канаим, а такие обстоятельства, на мой взгляд, нынче возникают. Достаточно искры, прокуратор, и потушить пожарище сможет только чудо. А чудеса, как мы оба знаем, случаются редко.  



[1] Кве́стор (от лат. quaestor, от quaerere — букв. «расспрашивать», «расследовать») — один из римских ординарных магистратов. Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii).

[2] Лука, 10:1 «после сего избрал…и других семьдесят и послал их по два перед лицом своим во всякий город и место, куда сам хотел идти». Некоторые исследователи считают, что Иешуа в качестве пророка-царя назначил собственный синедрион и разослал его членов по городам своего царства, чтобы подготовить их к своему коронационному шествию.

promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
(no subject) - gavrioutchenkov - Jul. 2nd, 2011 03:42 pm (UTC) - Expand
bither
Jul. 2nd, 2011 03:44 pm (UTC)
Доклад, Юра.
Начальник местного гестапо докладывает гауляйтеру.
Я опасался, что сильно цветисто докладывает.

(no subject) - gavrioutchenkov - Jul. 2nd, 2011 03:50 pm (UTC) - Expand
bither
Jul. 2nd, 2011 03:58 pm (UTC)
Представляю.Приходится общаться иногда.
Исторически - Пилат - из сословия всадников, префект. В табели о рангах он второй после Виттелия и гораздо выше Афрания.
Табель о рангах - важная вещь для чиновников. Дистанция большая. Со стороны Пилата возможна фамильярность, но только изредка, по случаю. Так - он официален.
ИМХО, разумеется. Пилат в других эпизодах пользуется разговорной речью. Но на докладе, который еще и неприятен ему...
alex_kurbatov
Jul. 2nd, 2011 09:00 pm (UTC)
Как по мне, то начальник гестапо слишком цветисто докладывает. Стиль его доклада больше соответсвует общению за чашкой кофе с коньяком, когда идет доверительная беседа с гауляйтером
bither
Jul. 2nd, 2011 10:08 pm (UTC)
А Юра Гаврюченков считает, что разговор невыразительный, сухой.
alex_kurbatov
Jul. 2nd, 2011 10:24 pm (UTC)
Наверное, я просто фразу про опытного чиновника и правую руку хорошо представил в реале :)
alex_kurbatov
Jul. 2nd, 2011 09:03 pm (UTC)
И в догонку своему предыдущему посту: Вот так Штирлиц рассуждал с Шелленбергом или Мюллером в фильме "17 мгновений"
bither
Jul. 2nd, 2011 10:06 pm (UTC)
Значит тон я поймал верно.)))
alex_kurbatov
Jul. 2nd, 2011 10:26 pm (UTC)
Ага, так вот откуда настроение беседы гауляйтера с шефом гестапо :)
lu_star
Jul. 2nd, 2011 07:27 pm (UTC)
Крайне сложный пояснительный ситуации текст
-авторский... Приходится продираться. Вот, например:
""Но, глядя на Пилата Понтийского, Афраний испытывал крайне противоречивые чувства."" -
1. Почему глядя? Только разглядывая и только сейчас, в данный момент? Насколько я понимаю, далее идут его раздумья и пояснения его чувств/ощущений, исходя из этих раздумий. Так не лучше ли сказать от автора - "Но, размышляя (или - готовясь к разговору с...; или - глядя на ПП и размышляя, как продолжить разговор...) о Пилате Понтийском, Афраний испытывал ....... .......... чувства."
2. В чем противоречие то чувств? В совершенно справедливом опасении и уважении, и прочих "правильных" и совершенно к месту глубинных ощущений? Мне кажется, тут надо попроще выразить: "...Афраний испытывал крайне сложные (и разнообразные) чувства."

Ну, в общем-то, ИМХО, некоторые фразы излишне переусложнены (в описательной части) и/или неправильно построены. Трудно воспринимаются. Корявая логика.

А что до стиля разговора (сиречь "общения" чиновников) ... хм... - да фиг ли с ним. Пусть их говорят как угодно, лишь бы понятно как и о чем )))

Получите и распишитесь ;)
bither
Jul. 2nd, 2011 07:33 pm (UTC)
Re: Крайне сложный пояснительный ситуации текст
Спасибо:-)
israelit
Jul. 2nd, 2011 09:57 pm (UTC)
Слово "канаим", полагаю, требует пояснения
bither
Jul. 2nd, 2011 10:04 pm (UTC)
Поясняется в каждом томе.
veldandi
Jul. 5th, 2011 07:33 am (UTC)
Кто же держит у очага горшок с греческим огнем?

Греческий огонь в первом веке? Да не было тогда ещё химии.
"Кто же заливает огонь маслом?"

-
Кстати, Вителлий у Светония почти обжорой был, да и статуя не худая - разве толстяк схож с "хорьком"? :)
bither
Jul. 5th, 2011 07:57 am (UTC)
Прототип греческого огня появился предположительно в 424 до н. э., в битве при Делии: тогда из полого бревна выпускалась смесь сырой нефти, серы и масла.

Это по поводу греческого огня.))) Использовался в полный рост к тому времени. Потом рецепт был утерян и появился снова в 7 веке.

Тот же Виттелий – неприятный, подозрительный, жестокий, жадный и злопамятный, как хорёк...

Где написано, что Виттелий ВНЕШНЕ похож на хорька?
veldandi
Jul. 5th, 2011 08:32 am (UTC)
Да, я понимаю, что что-то там, в Древней Греции, могли применять. И даже почти наверняка не только - воевали много, а и в Индии, и в Азии затейников хватало.
Просто лично вот для меня использование фразы «греческий огонь», как расхожего и понятного абсолютно всем, без объяснения, выражения, для тридцатых годов нашей эры воспринимается в некотором роде анахронизмом.

Про внешнее сходство не написано. Просто, наверное, ещё ни разу не приходилось слышать, чтобы рослых, крупных людей сравнивали с хорьками =)
А после классика его внешность как-то засела в голове.
bither
Jul. 5th, 2011 08:38 am (UTC)
Характер по злобности схожий с хорьком - это одно, а внешность - тут скорее всего можно сравнить с сусликом-байбаком.))) Но я такого не писал.
Греческий огонь упоминает профессиональный военный (контрразведчик, если вам угодно), не крестьянин, и упоминает в разговоре с профессиональным военным - генералом-губернатором. )))
Так что не вижу анахронизма.
veldandi
Jul. 5th, 2011 08:57 am (UTC)
Нет, я не спорю. Просто "греческий огонь" - это такое расхожее клише, которое, как мне кажется, было введён в публичный оборот довольно поздно. Одно дело был бы Делийский, там шла бы отсылка к конкретному случаю... но ведь до Византии нет же свидетельств его применения по не-грекам?

Впрочем, учителя Гебера наверняка чем-нибудь подобным и до Калиника швырялись :)
xinguano
Jul. 9th, 2011 06:44 pm (UTC)
ян, я по вашему совету почитал то, что вы назвали фокус-группой. честно сказать, не нащел там ничего, кроме замечаний по стилю и опечаткам.

здесь читаю -- сердце радуется: не я один такой, вы, действительно, КАЖДОМУ говорите "нет". честно сказать, не вижу способа помочь вам сделать КЛАССНУЮ книгу.

учитывая, что качественный исторический роман в россии практически вымер, а в области боевика вы -- несомненно, один из лучших, -- возможно, наши потуги и излишни. даже в таком виде книга, однозначно, имеет имеет основания надолго поселиться в топах.

в любом случае, не качество самого текста мешает ее продажам. ИМХО.
bither
Jul. 9th, 2011 07:29 pm (UTC)
Да, я знаю, что текст классный :-)
И я не каждому говорю - нет.
И мне интересно понять, что мешает продажам.
Но по опыту я знаю, что формулы успешного романа не существует. Нельзя определить, почему одна хорошая книга успешна, а другая, не хуже - нет. Никто не знает. (((
xinguano
Jul. 9th, 2011 07:35 pm (UTC)
кстати, по стилю:

я уже как то привык по старым книгам, что римляне не использовали обращение на вы...
bither
Jul. 9th, 2011 07:55 pm (UTC)
Если я не ошибаюсь, у римлян не было разницы между ты и вы. Как у англичан. Так что это обычно на усмотрение автора и в зависимости от контекста.
xinguano
Jul. 9th, 2011 08:20 pm (UTC)
не знаю. традиционно, даже формы приветствия цезаря переводятся на "ты".
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek