Ян Валетов (bither) wrote,
Ян Валетов
bither

Categories:

Высоцкий

Для начала- пусть идут куда подальше, кто говорит, что Владимир Семенович - это наше всё и был белым и пушистым. Полная херня. Он был прекрасным поэтом, музыкантом, актером, но крайне сложным человеком, алкоголиком, морфиновым наркоманом. Я не буду повторяться - кто хочет, пусть прочтет воспоминания друзей, родственников, женщин, которые его любили. Его личностные качества меня, например, вовсе не волнуют. Для меня достаточно того, что даже сейчас, спустя 31 год после его смерти, я смогу вспомнить и даже спеть большинство из его песен. В 1970 году, на экзамене в музыкальную школу я пел его "Если друг оказался вдруг...". Мы росли на его балладах и зонгах - на катушечной Ноте и на кассетной Весне у меня крутились пленки с его концертами. Я помню день его смерти - как шепотом, а потом все громче говорили - умер Высоцкий. Умер, умер, умер...
Естественно, мы не знали, что он был наркоманом. Рассказывали, что он был "зашит" и умер от взаимодействия водки с лекарством, хотя официально говорили только о смерти от сердечной недостаточности. Правду мы узнал позже. Помню, что много лет на Ваганьковское приносили горы цветов, помню толпы людей у памятника в 82-84. Мы тоже приезжали несколько раз, чтобы положить букеты. Но главное - мы еще долго пели его песни. Очень долго. Хотя никто не мог хрипеть, сопереживать и чувствовать так, как он. Кстати, по-моему никто так и не научился. Копировать смогли, а вот повторить - нет. Даже смелая попытка Лепса не стала откровением. Уж не знаю, к счастью или несчастью...
Для моего поколения он был чем-то необыкновенным, природным явление, катаклизмом, случившимся в советском болоте. Глотком свободы. Это потом мы начали воспринимать его, как человека, тогда Высоцкий нам казался неким былинным героем, богатырем...
И только после смерти мы осознали его живого, не экранного. Необычного, талантливого, но израненного и больного человека. Со всеми слабостями, пороками, неприятными чертами, свойственными ему. Но стали ли его песни или актерские работы хуже? Нет.
Верите вы мне или нет, но...  Поэты и писатели, актеры и певцы - они, в основном, еще те говнюки! Это печально, но факт. Думаю, что сами люди творческих профессий вам это с неохотой, но подтвердят.
Фильм рассказывает о бухарском эпизоде - за год до смерти, 25 июля 1979 года у Владимира Семеновича во время гастролей в Бухаре случилась клиническая смерть. Его вытащили, но это ненадолго отсрочило конец поэта. За два экранных часа мы видим несколько дней жизни Высоцкого, его окружение, чувствуем ритм последних, "на две затяжки" дней. И еще чувствуем запах того времени. Иногда - аромат, иногда - вонь.
Я уже слышал немало разговоров по поводу того, что незачем было автору сценария (сыну Высоцкого, Никите) делать акцент на левых концертах для заработка, на пьянке и наркомании героя, на том, что его друзья были ( в большей или меньшей степени) его прихлебателями. Что весь сюжет, построенный вокруг ГБшного следствия по делу Владимира Семеновича, очерняет не только светлый образ чекистов, но и светлый образ поэта и народного певца, а так же и светлый образ самой лучшей из стран, в которой поэт рос, творил и умер.
Увы, господа, принцессы какают.
Знаете, какая ставка была у артиста театра? Даже в столичном театре. Даже у народного и заслуженного! Начиналось все, если не ошибаюсь, рублей с 80-ти и заканчивалось куда ниже 200-от. Режиссеры получали побольше. Что-то доплачивалось ведущим актерам да за звания. Левые концерты - это не от жиру, а для того, чтобы жить более-менее достойно. Увы, все мы творим ради денег. И тот, кто скажет вам, что поэт обязан быть голодным - дурак и лжец. Поэт не должен зажираться, но это другой разговор.
Да ВС подрабатывал везде, где мог. Это был большой бизнес, я знавал театральных администраторов, подобных Фридману из картины. Правду показали в фильме. Но осуждать за это сценариста или самого ВС - бред! Что плохого в желании достойно продать свой талант. Никто и никогда этим не гнушался. "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать! " Это Пушкин, сукин сын!
Хорошо платили в кино, но тот же Высоцкий был не очень востребован. Не только потому, что его запрещали, а и потому, что был слишком характерным актером - Высоцкий всегда Высоцкий. У всех певцов и актеров были свои средства заработка, все ездили на "чёс" и ничего зазорного я в этом не вижу. Кто только не приезжал в наш город в те времена, кого я только не видел на сцене ДК "Железнодорожников" , рядом с которым жил! И есть у меня подозрение, что после тех авторских встреч на заднем дворе ДК весело пылали корешки билетов, скрывая от ОБХСС правду о левом концерте.
То, что в нашей самой свободной стране всех старались взять на поводок -  тоже чистая правда. Я эти беседы с гражданами в костюмах прошел на собственном опыте, не один раз. Ошейники и поводки прилагались к жизни в лучшей на свете державе, вместе с тотальным контролем, лагерями, повальной ложью и дерьмовой экономикой. Все правда. Словно вздохнул тем воздухом, не дай бог туда вернуться. 
Спасибо сценаристу картины - Никите Высоцкому, что не изобразил отца на белом коне.
Думаю, что образ в фильме близок к оригиналу. Убивающий себя талант, человек, который чувствует смерть у себя за плечами, который спешит дожить, догореть. Он слаб. Он морфинист. Я видел, не переживал сам, но видел, что такое ломка у опиатозависимых наркоманов. Это реально страшно. То, что ощущал в эти минуты поэт, трудно представит тому, кто ни разу не видел, как корежит человека без дозы.
А еще - он был алкоголиком. Он любил и клялся в верности Марине Влади, но жил с другими женщинами. Да, он был такой! Полюбите его таким, чистенького да пушистенького каждый полюбит! Полюбите за стихи и песни, потому, что он был не очень хорошим человеком, но прекрасным поэтом, певцом и актером.
Ну и что, что так? А Пушкин? Лермонтов? Моцарт? Достоевский? Толстой? Маяковский? Есенин? Они были хорошими людьми? Нет. Но какая мне разница? Меня интересует их творчество, магия слова или звука, которой они владели, а не то, что они нюхали, пили, чем кололись. 
Не пороки творческого человека оставляют след в истории, а его произведения. И молодцы авторы фильма, что не стали лакировать ни время, ни страну, ни людей.

Прекрасные актерские работы. Очень крепкая режиссура. Грим хорош, но очень часто лицо Высоцкого было лишено мимики, а при жизни Владимир Семенович имел потрясающе выразительную мимику, которой охотно и профессионально пользовался. Картина держит в напряжении от первого до последнего кадра. Редкий случай, когда я испытывал такое эмоциональное воздействие все два часа.Несомненная удача всех, кто приложил руку к картине. Заслуженно полные залы. И это не спекуляция на щекотливых моментах биографии поэта. Это попытка показать его со всеми слабостями и недостатками, но и с тем огромным талантом, благодаря которому мы все эти тридцать лет не перестаем цитировать и петь его песни.

Мои рекомендации.

Да, и еще... Какая разница, кто его сыграл? Молодец Безруков. Гафт, конечно, остроумен, но далеко не всегда справедлив.
Tags: Высоцкий
Subscribe
promo bither апрель 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments