?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ирод Антипа, тетрарх

Тетрах Галилеи и Переи, сын покойного царя Иудеи Ирода Великого, Ирод Антипа пребывал в дурном расположении духа. Плохо, когда предпраздничный день начинается со встречи с первосвященником Каифой, но еще хуже, когда он начинается с неприятных обязанностей, от которых нельзя отвертеться.
Когда ему доложили о том, что во дворец явился Каифа в сопровождении десятка левитов, четырех членов Синедриона и одного арестованного, Антипа даже заколебался: не сказаться ли ему больным? Здесь, в Ершалаиме, Антипе вовсе не хотелось заниматься политическими делами. Это у себя во владениях он был строителем, достаточно мудрым правителем и дальновидным человеком, а здесь он хотел казаться таким, каким слыл в Иудее – легкомысленным и недалеким любителем роскоши, наслаждений и женщин. Будучи достойным сыном своего великого отца, Ирод Антипа знал, что чем меньшее количество людей знают твое истинное лицо, чем менее осведомлены посторонние о твоих сильных и слабых сторонах, тем легче манипулировать ими, добиваясь своих целей.
Те, кто верил слухам о нем, удивлялись: как такой негодный правитель столь удачливо властвует в Галилее и Перее столько лет? Властвует, не проедая отцовского наследства, а строит города, возводит дворцы и сохраняет мир, несмотря на попытки опасных бунтовщиков-зелотов сместить его с трона, несмотря на обиженного Арету, грозного царя Набатеи, мечтающего отомстить за поруганную честь дочери, несмотря на то, что его многочисленные враги (а среди них были и родственники) не устают посылать Цезарю пространные доносы.
Те же, кто слухам не верил, удивлялись мудрости его поведения и той предусмотрительности, с которой Антипа скрывал свое настоящее лицо.
У каждого человека есть слабое место. Слабым местом Ирода Антипы была его любовь к племяннице, бывшей жене брата Ирода Филиппа - Иродиаде. Пятидесятилетним мужчинам положено влюбляться в юных дев – так повелевает им естество. Иродиада же была далеко не юна, когда он встретил ее, у нее подрастала двенадцатилетняя дочь – расцветающая Саломея, красота Иродиады уже перевалила через зенит и начала недолгий путь к закату, но любовь поразила тетрарха в самое сердце.
Иудейские законы запрещали женитьбу на супруге брата, даже если она уже была вдовой. Иродиада же вдовой не была. Брат Ирода Антипы по отцу был жив и пребывал в добром здравии. То, что родич уводит у него жену, сильно Филиппа не огорчило, хотя и любви к братцу не добавило. Впрочем, в семье покойного иудейского царя дети никогда особых симпатий друг к другу не питали.
Но то, что женщина, к которой Антипа воспылал страстью, вышла замуж за первого мужа по иудейскому обряду, было не единственной проблемой. Сам Ирод был по Закону женат на дочери набатейского царя Ареты Четвертого – Цеймат, и женат без малого двадцать лет. Римские законы, в отличие от законов иудейских, разводу не препятствовали, а тетрарх был гражданином Рима и мог разводиться по своему разумению хоть сотню раз, да вот беда: брак с Цеймат был союзом не столько матримониальным, сколь политическим, а политические союзы так просто не разрываются.
Разумом Антипа это понимал, но неведомая ему ранее сила любви решила все иначе. Кипящая от справедливого гнева Цеймат сначала умчалась в пограничную крепость Махерон, а уж оттуда бежала к отцу. Развод, который тетрарх только замышлял, сразу стал реальностью и Антипа немедленно осуществил задуманное, освободившись разом и от опостылевшей супруги, и, что было непростительной для царя глупостью, от выгодного военного союзника.
Арета посланным письменным и материальным извинениям не внял, гонцов, кроме одного, казнил. Головы принесших дурные вести были отправлены тетрарху в мешке. Арета Четвертый был человеком крутого нрава и редко оставлял обиды безнаказанными. Следовало ожидать войны, но даже это не мешало Ироду Антипе праздновать свой триумф. Рядом с Иродиадой он снова почувствовал себя молодым.
Тетрарх понимал, что Иродиада навряд ли испытывает к нему похожее чувство – она была умной и расчетливой женщиной, использовавшей свой шанс получить настоящую власть взамен скучной обеспеченности в первом браке, но даже такой вариант его устраивал. Он в первый раз любил так сильно, что готов был пожертвовать многим, но только не любовью.
Брак, нарушающий иудейские законы, был воспринят с осуждением не только подданными-иудеями, но и книжниками, что означало испорченные отношения с духовенством. Ироду Антипе доносили, что имя его упоминается во многих синагогах по не самому лучшему поводу, что в Ершалаиме неоднократно говорили, что он забыл о своих корнях и позорит предков, как будто бы в столице не знали, что все Иродианы давно живут, как римляне, по законам Империи.
Город, построенный Антипой на берегу Генисаретского моря, тоже был не иудейским до мозга костей. Красивая, белокаменная, полная статуй и дворцов Тивериада, возведенная на месте старого кладбища, не воспринималась иудеями как место пригодное для жизни, и могла, скорее, называться полисом, чем галилейским городом, настолько эллинской она была. Поэтому и фанатичных иудеев в ней было мало, что, впрочем, только радовало ее основателя. Лавируя между Римом, местной знатью и духовенством, Ирод Антипа старался избегать прямых столкновений с недоброжелателями и посвящать свою жизнь не политической борьбе, а строительству, искусству и, конечно же – прежде всего – своей любви с Иродиадой!
Сегодняшнее появление здесь первосвященника Каифы не могло не беспокоить тетрарха. Зять хитрой лисы – Ханнана – всегда вызывал у Ирода Антипы неприятные чувства, даже большие, чем сам Ханнан. Каифа был опасен. Это пока он был в тени могущественного тестя, его следовало опасаться слегка. Но Ханнан не вечен, и тетрарх понимал, что смерть старика вскоре откроет настоящее лицо первосвященника, а в том, что это лицо мало кому придется по душе, не сомневался.
Портить отношения с Каифой больше, чем они были испорчены на сей момент, было бы ошибкой, так что пришлось спуститься в гостевой зал. При виде бородатых и возбужденных до крайностей членов Синедриона настроение у тетрарха испортилось окончательно – такие же перемывали кости ему и его новой любимой жене, говорят, что обсуждался даже херем ! Чуть в стороне от этого похожего на ворон старичья стоял в бело-голубом сам первосвященник, насупленный и надутый, словно объевшаяся зерна мышь. По правую руку от него в окружении левитов находился невысокий, оборванный и слегка помятый человек лет тридцати – тридцати пяти с тонким лицом, крупным хрящеватым носом и грустными, словно предсмертный стон, глазами.
При виде этого человека Ирод Антипа испытал труднообъяснимое беспокойство. Такое случалось с ним до того единственный раз, когда он позировал для бюста греческому скульптору, обещавшему оставить образ тетрарха в вечности. Бюст вышел плохо, мраморный тетрарх оказался совсем не похож на свой живой прообраз, скульптор вместо звонких монет получил плетей и Антипа с удовольствием забыл этот случай, но вот память о беспокойстве осталась.
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
dir_for_live
Mar. 14th, 2012 03:47 pm (UTC)
С точки зрения истории - интересно.
С точки зрения "простого читателя" - сложно.
Мне так кажется.
Кстати, о возрасте Саломеи и Иродиады такие расчеты, что ого-го!
bither
Mar. 14th, 2012 03:50 pm (UTC)
С простым читателем мы давно определились... Увы. Есть Дарья Донцова, она очень хороша для простого читателя.
По возрасту я делал отдельный пост. Иродиаде лет 30-35, не меньше. Саломее - 12-14.
hind19
Mar. 14th, 2012 06:48 pm (UTC)
ИМХО, сложновато написано. Как-то даже нехарактерно для современной художественной литературы.
Я не говорю, что нужно опускаться до уровня Донцовой, но и до произведений тов. Ульянова (Ленина), где предложения растягивались на целый абзац, тоже не стоит тянуться.
Есть мелкие помарки в стилистике.
Может нужно немного упростить текст.
Например это предложение:
"Римские законы, в отличие от законов иудейских, разводу не препятствовали, а тетрарх был гражданином Рима и мог разводиться по своему разумению хоть сотню раз, да вот беда: брак с Цеймат был союзом не столько матримониальным, сколь политическим, а политические союзы так просто не разрываются."

вполне можно разбить на два. Второе начать с "Да вот беда..."

Edited at 2012-03-14 06:49 pm (UTC)
xinguano
Mar. 14th, 2012 08:09 pm (UTC)
...а для "непростого" читателя лучше бы проверить, что тетрарх был "гражданином" Рима. сдается мне, что скорее подданным или вассалом.

еще: непонятно, в каком смысле вы назвали стрсать ирода антипы "триумфом". даже в переносном, как сейчас -- не подходит. и уж точно в 1-м веке слово "триумф" не имело еще современного переносного значения.

еще: в пержние времена киевляне различали: "любовь к" означала чувство, а "любовь с" означала секс. как сейчас, не знаю.

Edited at 2012-03-14 08:50 pm (UTC)
bither
Mar. 14th, 2012 08:52 pm (UTC)
Проверьте, Леша. Я проверил. Все Иродианы были римскими гражданами. В частности - Ирод Антипа.


xinguano
Mar. 14th, 2012 09:03 pm (UTC)
да бог с ним. я лишь настаивал на проверке вами.
bither
Mar. 14th, 2012 09:07 pm (UTC)
Сделано.
israelit
Mar. 17th, 2012 05:32 am (UTC)
Иудейские законы запрещали женитьбу на супруге брата, даже если она уже была вдовой


Ээээ... Про левират слыхали?
bither
Mar. 17th, 2012 08:46 am (UTC)
**Связь Ирода Антипы с Иродиадой, женой его сводного брата (вероятно Филиппа) публично осуждалась Иоанном Крестителем, что послужило причиной заключения, а в дальнейшем и казни Иоанна. По Марку Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой»  (Мк.6:20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады (вероятно Саломее) выполнить любое её желание. Однако по Матфею Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка»  (Мф.14:5).

В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника (Мф.14:3-5, Мк.6:17-20).

Согласно Флавию, она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею, но увлеклась преступной связью с его сводным братом, Иродом Антипой (у них был общий отец, Ирод Великий, но различные матери). Эта преступная связь произвела на иудеев тяжёлое впечатление. Согласно синоптикам, мстителем за поруганный закон выступил Иоанн Креститель, который, наподобие своего первообраза Илии, смело явился к тирану и высказал ему горький укор**

Я знаю о левирате, но почему-то все источники кричат, что женитьба на жене брата - преступление. На племяннице, а она была племянницей - нет. Возможно, я неправильно толкую, и после смерти бывшего мужа такой брак не осуждался? Проверю еще раз, спасибо.
israelit
Mar. 17th, 2012 12:14 pm (UTC)
Разумеется, отнимать чужую жену, особенно у брата, и жить с ней - преступление, но вот оговорка насчёт вдовы - уже ляп.

Где-то там ещё про развод было: в принципе у евреев он разрешён (когда жена бесплодна, например), но не в данном случае, конечно
bither
Mar. 17th, 2012 12:22 pm (UTC)
Я сегодня дам Вам ссылки на ту точку зрения, что я изложил в тексте. Причем т.з. достаточно титулованная.
Посмотрите в своих источниках, если Вас не затруднит. Претензии Иоанна Крестителя (как впрочем и церковной знати) к Антипе основаны именно на нарушении Закона в области бракосочетания.
Если это ляп - тогда давайте найдем суть вопроса.
Чрезвычайно благодарен Вам за замечание.
israelit
Mar. 17th, 2012 01:36 pm (UTC)
Претензии как раз обоснованные. Ляп - Ваша оговорка насчёт вдовы, по тексту совершенно ненужная, кстати, поскольку первый муж жив. Ещё момент: у евреев обычай левирата касается только случая, когда у вдовы от покойного не было детей; если есть - то вдова не обязана выходить за брата/родственника покойного (но и запрета вроде бы нет, проверю).
bither
Mar. 17th, 2012 01:43 pm (UTC)
От Филиппа у нее дочь - Саломея.
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek