Ян Валетов (bither) wrote,
Ян Валетов
bither

В конфликте об оскорблении чувств верующих...

... просто вынужден вставить свои пять копеек.

Когда 2009 году я начинал писать "Проклятого", моя жена сказала мне:
- Послушай, а зачем ты берешься за эту тему? 
(Она у меня считает себя верующим человеком, хотя, как я понимаю, это потому, что в младенчестве ее крестили и бабушка водила ее в церковь. Сама в храме бывает не часто, в теологических вопросах не разбирается и вникать желания не проявляет. Религиозным огнем глаза не горят - ну, не ее это. Слишком много вопросов задает, если разобраться, что для веры  дело плохое. То есть, супруга моя верующая по наследству: раньше в дворянских семьях рождались в полковничьем чине, а  жены бабушка была такая)
- А чего мне за нее не браться? - спросил я. - Прекрасная тема. Две тысячи лет истории, а до сих пор всех волнует. Самый лучший роман на свете, столько переизданий выдержал...
- Это ты, чтобы оскорбить верующих? - на полном серьезе осведомилась жена.
- Зачем? - оторопел я. - Какое дело до этого верующим? Я же не об их боге пишу! Я пишу о молодом 33-х летнем еврее, который любил свою страну так, что готов был за это умереть. Я же тебе рассказывал!
- Не поймут... - вздохнула жена. - Ты пишешь, что он не бог и не сын бога, Иуда не предатель... Представляешь, что скажут верующие?
- Да, какое мне дело? Он сын плотника! Раввин, верующий иудей! Это же даже доказывать не надо! Любой, у кого есть глаза, может сесть и почитать. Есть масса литературы по этому поводу. Есть, конечно, больные на голову, но я же пишу не для фанатиков. Людям верующим искренне и вовсе нет дела до того, что говорят неверующие. Ну, написал кто-то что-то, так у них Евангелия есть. Пожмут плечами - и все. Они такое не читают. 
- Ты не понимаешь... У нас такое не пойдет. 
- Это же обычный исторический роман. Или даже приключенческий. 
- Вот увидишь, - сказала жена. - Это тема, которую лучше не трогать.
- А Булгаков? - возмутился я.
- Ты не Булгаков, - отрезала супруга. - У Булгакова, он, кстати, все равно - бог.
- А Браун? 
- А Браун - он не отсюда. А ты - отсюда.
- Ага, - тут уже я улыбнулся. - У нас страна светская. Церковь отделена от государства!
- Но не настолько отделена, - сказала жена. - Мне нравится текст, но то, что ты извинился перед верующими ничего не даст. Никому не нравится, когда трогают их бога.
- Я не трогаю их бога!
- Я знаю, - подтвердила супруга. - А вот ты им это объясни...

Тогда еще не было дела Pussy Riot, не выступал по российскому ТВ со своими заявлениями бесноватый Чаплин, да и у нас, на Украине церковь была несколько дальше от светской жизни, чем это есть на сегодняшний день. Но супруга оказалась в некотором смысле пророчицей.

Книга нравилась издателям (в личной беседе) но брать ее к себе никто не горел. И причины не назывались - тяжелый проект, сложные времена... Все это правда, но, в принципе, в 2010-2011 под моей фамилией можно было продать даже макулатуру (и попытки были), а "Проклятый" - не трэш. И роман вовсе не троллит верующих. Мало того, он не для них предназначен. Уж простите, но большинство верующих Евангелии не читало, а о Ветхом завете имеет крайне отдаленное представление. Все намеки и аллюзии, которые несет в себе текст, предназначены для тех, кто в теме. Для тех, кто знает имя Малх, кому не надо объяснять, кто такой Лонгин, кто такие зелоты и в чем разница  между ессеями, фарисеями и саддукеями. 
Я писал о людях тех времен, о политике тех времен, о том, как молодой проповедник-фарисей (неординарный, харизматичный, но всего лишь сын плотника с образованием полученным в иешиве!) стал основателем новой религии, за 100 с небольшим лет распространившейся на пол-мира. Почему это произошло, в каком историческом контексте стало возможным, какую роль сыграли в этом люди из его окружения.
Да, в книге нет чудес. Нет воскресений, оживлений и хождений по воде. Я не хочу комментировать очевидные вещи. Но на написанных мною страницах нет никакого неуважения к чужой вере. Я лишь интерпретирую факты, увязываю разные линии. По сути - это исследование, просто написанное в форме увлекательного приключенческого романа, в котором каждый читатель найдет страницы себе по душе.

Не раз в моих разговорах с издателями проскакивали нотки предупреждающие. Это религиозный роман. Это роман на религиозную тему. Людям не интересна религиозная тема. Первый вариант названия для всего романа "Сердце Иуды" был отвергнул немедленно после оглашения.

- Да ты с ума сошел! - махнул рукой Сидорович. - Никто и никогда не станет покупать книгу с таким названием. Торговля зарубит. Читатель не примет. Думай дальше! Об разных там Иудах - забудь. Еще еврейской темы нам не хватало!
Тогда был придуман "Проклятый" и хорошо, что я послушал Сашу. После выхода второй книги на Украине (в России 2 книга в бумаге не выходила) мне как-то написали. 
- Ну, вот, книга про жидов, да еще и мертвых жидов! И нафига!
К этому времени я уже знал, что большинство верующих не знает, что Иисус (Иешуа) - еврей, верующий еврей, придумавший свою религию для евреев. Назови его национальную принадлежность - и можешь схлопотать по морде от возмущенного адепта.
Спорить было нечего. Я и не спорил.
Издательство за издательством, люди, которых я знал и которые знали меня, говорили, что книга понравилась, но сейчас не время. Причем, кое кто ее так и не читал - возможно несколько страниц наискосок, не больше.
Прости, Ян.
Извини, дружище...
Знаешь, давай подождем.
Ну, не ко времени, знаешь, старик!
Я хотел, но... в общем, решили пока не рисковать!

Сегодня, судя по настроению блогосферы и по тому, что я читаю в прессе, шансов на то, чтобы издать "Проклятого" стало еще меньше. Конфликт, который мы сейчас наблюдаем, это не конфликт между верующими и атеистами. Эти миры практически не пересекаются последние лет 35. Никто не взрывает церкви, никто не организует в них ночные клубы и склады фуража. К счастью, это кануло в прошлое. Большевикам нужно было заменить одну религию другой и они это делали проверенным способом: положили в мавзолее мумию, придумали мифологию и начали уничтожать жрецов и объекты соперничающих культов. Судя потому, как вчерашние коммунисты бросились в лоно церкви, большевистский план провалился не только в области экономики. Правда искренности в этом переходе было маловато, но искренность легко подменить рвением. 
И подменили.
Сегодняшний конфликт - это конфликт думающих людей с властью. Я не приплетаю сюда глупости пресловутых барышень в балаклавах. На мой взгляд учиненное ими - свидетельство отсутствия ума и вкуса, как вставший хер на мосту в Петербурге, как все эти зоологические сношения-перформансы. Глупость - она и есть глупость. Но на 4 года она не тянет - банальная "хулиганка". Но механизм, запущенный этим процессом, поляризация общества, поведение большей части церкви и значительной части относительно светского общества... Это действительно страшно. 
Страшно, что за 2000 лет, прошедшие с того момента, как было сказано "Бог - есть любовь" мы ничуть не изменились. И нет Бога в верующих, и нет Любви в неверующих, и церковь, задуманная и созданная нищим проповедником под открытым раскаленным небом, нынче наряжена в парчу, золото, украшена дорогими часами и разъезжает на авто стоящих больше, чем сотня деревенских приходов. И апостолы ее давно уже не рыбаки и изгои, а мытари приносят туда не десятину, а долю от торговли беспошлинными сигаретами.
В месте, где делают деньги, не стоит искать святости.

Я никого не хотел обидеть в своей книге. Она не про пляски у алтаря - этот акт вызывает у меня недоумение своей глупостью. Но не меньшее недоумение и возмущение вызывает у меня и вынесенный плясуньям приговор.
Книга, которая пришлась не ко времени, пересказывала известную историю двухтысячелетней давности.
Один из ее героев перевернул столы менял в храме, требуя изгнать торгующих из дома Бога. У него не получилось. 
Думаю, что и сегодня не получилось бы - схлопотал бы срок. 
Власть и жрецы - это сила, которую очень сложно одолеть. Это не я говорю, это исторически проверенный факт. Механизм управления и подчинения вместе с механизмом насилия - крепкая и эффективная связка.

" - Грамотей не есть враг короля.  Враг  короля  есть

грамотей-мечтатель,  грамотей  усомнившийся,  грамотей  неверящий!"

"Нам умные не надобны, надобны верные!"


"Там, где правят серые, к власти всегда приходят черные..."

Помните откуда это? Сегодня речь идет не об оскорблении чувств верующих. Сегодня речь идет о том, что все, что угодно можно посчитать оскорблением чувств верующих. Все что угодно. Любые наши убеждения, нежелание воспитывать детей на уроках слова божьего, нежелание ходить в храм по субботам или воскресеньям и даже в какой руке мы будем держать свечку во время молебна. Я не против церкви, но только в том случае, если меня не пытаются ввести в ее лоно на привязи.

В начале моей книги я написал:

 
Автор заранее приносит извинения всем тем людям, чьи религиозные чувства он может затронуть, и просит их, не читая, отложить эту книгу в сторону.

Автор излагает свою версию событий и не претендует на обладание истинным знанием.

Автор просто рассказывает историю, и личное дело каждого - верить ему или не верить.

Автор посвящает эту книгу всем своим близким, вне зависимости от их вероисповедания.

Потому, что Бог един, если он есть у тебя в сердце.



В новом издании, если оно будет, останутся только две последние строки.


Tags: вопросы веры, издатели-писатели, книги, церковь
Subscribe
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments