?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я, наверное, динозавр...

...но сам ненавижу, когда в моем присутствии говорят: вот, мол, в наше время все было по другому! Лучше было. И девки краше, и мы тогда были высокими блондинами - косая сажень в плечах. Фигня все это. Ничего лучше не было - мы были моложе - и все!
Вообще, весь этот плачь Ярославны об общем падении нравов, о разлагающейся молодежи, о загнивающей элите общества и всеобщем упадке цивилизации имеет две с половиной тысячи лет от роду. И Платон на это жаловался, и Диоген, и Сенека... Все жаловались! Куда катится мир! Молодежь деградирует! Падать ниже уже некуда!
Мир пока не умер, и это хорошо. Есть кому поплакать и посетовать на житейскую несправедливость. Элиты все так же продажны, разлагаются и запах их с наслаждением вдыхают те, кто следит за процессом со стороны. Молодежь стремительно летит в пучины разврата, вызывая острую зависть наблюдателей приятностью процесса нравственного падения. Деньги все такое же зло, особенно при их нехватке. Девушки раньше были стройнее и нравственнее, а те, чьи кривоватые ноги нынче лежат на чужих мускулистых плечах - просто "фу"!
Но есть одно "но", одна дьявольская деталь, которая роднит меня со злопыхателями. Глядя на то, как учатся сегодняшние дети, я тихо замираю от ужаса. Нет, не все учатся абы как - есть (они всегда есть!) добросовестные, любознательные, пытливые ребята и девчата, для которых сам процесс познания в кайф. Но то, что я слышу "ан масс" - купленные зачеты, экзамены, дипломы, курсовые - все это заставляет меня вскричать визгливым голосом древнегреческого философа: "Куда катится мир!".
Чесслово! Мы были студентами - ленивыми, нерадивыми, прогульщиками... Нас нещадно драли "преподы" - спасибо им. Но мы не покупали себе оценки. Мы могли воспользоваться "шпорами", содрать "в наглую" с учебника, написать полсотни "бомб", но за пять лет в Университете мы только один раз пытались споить майора с военной кафедры, чтобы получить положительные оценки по общевойсковой. И нихрена из этого не вышло! Никто из преподавателей у нас ничего не требовал, не просил и тем более не вымогал. Без знаний можно было проскочить, но нельзя было проучиться все годы.
Сейчас можно. Есть тариф на поступление, на зачет, на курсовой, на экзамен. Есть откупные, чтобы вообще не ходить на предмет.
Преподаватели бедны, а бедность плохо влияет на нравственность. Плохо влияет, что бы вы мне не говорили о прекрасных человеческих качествах. Я знаю, что нужда делает людей сговорчивыми. Потом нужда проходит, а сговорчивость остается.
Что мы имеем в сухом остатке?
Мы имеем врачей, к которым лучше не попадать, строителей, которым лучше не проектировать, конструкторов, не умеющих считать. Ужасно? Несомненно! Но катастрофично ли? Не думаю.
В любом поколении есть люди, которые рождены для того, чтобы лечить, учить, проектировать, строить. Слава Богу, что они есть - они наша надежда и спасение. Их мало, но, возможно, что именно так и нужно цивилизации.
Я не против всеобщей грамотности, но я против всеобщего высшего образования. Оно ни к чему массе. Массе достаточно 8 классов. Стране нужны тысячи продавцов, но не нужны тысячи физиков, инженеров и врачей. Такие люди должны быть элитой. Высоко (очень высоко!) оплачиваемой, со своим кругом общения в университетских городках и инновационных фирмах. Надо создавать не массовый продукт, а продукт дефицитный, а те, кто сейчас покупают себе диплом, могут прекрасно и с успехом заканчивать бизнес-курсы, какие-нибудь бурсы и прочие заведения, в которых они заинтересованы. Или ничего не заканчивать - это вовсе не означает, что их выбрасывают за борт сегодняшней жизни. Тот, кто захочет получить знания - всегда их получит.
Для того, чтобы стать богатым не нужно высшее образование - это аксиома. Большинство богатых людей без образования прекрасно разбирались в том, как заставить на себя работать людей с тремя высшими образованиями. Это тоже закон природы и от него никуда не деться. Но свою научную элиту государство должно пестовать и выкармливать. Искать талантливых детей, давать им обеспечение, платить лучшим из лучших, чтобы они растили себе смену. Потому что, если предприимчивые - это кровь, сердце, легкие, руки и ноги общества, то умные, как это не банально - его душа и мозг.
Душу и мозг не купишь, не пересадишь и не заменишь ни деньгами, ни предприимчивостью. Запас умных людей ограничен, а в общем потоке посредственностей они могут пострадать или, не дай бог, выродиться.
Нынешняя система образования порочна не потому, что продажна, а потому, что бессмысленно расточительна. Она не учитывает того, что все люди разные, что нельзя массово производить умных и ученых - это штучный товар. А штучный товар на конвейер ставить себе дороже. Получится брак.
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

bither
Nov. 26th, 2012 07:36 pm (UTC)
Я не о том писал. )))
И 200 грамотных врачей вылечат 10000 человек лучше, чем 1000 бездарей. И не нужен НИИ с 5000 сотрудников, достаточно КБ с сотней оснащенных передовой техникой. Прошло время "навала", точечные удары более эффективны.
fr0ster
Nov. 27th, 2012 05:11 am (UTC)
Да, но иатериальная база будет не на 1000, а на 200.
Будет как в Полтаве делают, сократить скорую, чтоб из Полтавы не только город, но и районы обслуживала. А до Чутово там час ехать. То есть в итоге надежда на своевременную помощь растает.
А эти 200 грамотных, они в принципе не смогут принять всех нуждающихся в помощи. В общем надо качество обучения повышать не за счет сокращения объема подготовки.

А про КБ, у нас же свой путь всегда, как обычно сократят не тех. Да и сказки это, про точечные удары в науке. Сколько раз было, перспективный путь считался поначалу бредом.
bither
Nov. 27th, 2012 05:22 am (UTC)
Если рассматривать то, что я написал в овременных реалиях - получится бред. А если посмотреть на это с точки зрения нормального общества - то все ок. Нельзя просто сокращать скорую - нужно оставить машины "ближнего боя" с парамедиками на борту. Пункты оказания скорой помощи. Но сложные случаи нужно везти в область, где будут спецы высшего разряда. Такому специалисту нечего делать в районной больнице, микроскопом гвозди не забивают.
Незачем в армии 1000 генералов, даже если все они родственники министра обороны. ))) их не должно быть столько. Прекрасно, когда в университете читают только профессора, но профессоров тоже не может быть слишком много - это делает звание слишком доступным. Да и лабораторные работы вполне может вести ассистент.
Наши КБ, конечно, не образцовые, но сегодня при наличии САПР и мощнейших вычислительных мощностей, их численность упала в десятки раз. А работы, теоретически, они могут сделать в сотни раз больше. Это уже свершившийся факт.
fr0ster
Nov. 27th, 2012 05:37 am (UTC)
Так нет того нормального общества, в нормальном бы обществе проблемы не было бы и вы бы не предлагали отказываться от всеобщего высшего.
Что до вести, то на районе нужен не спец, а диагност, нужны средства доставки в срочных случаях, нужны спецы, которые экстренные меры могли бы сами принять. Так ведь не только сокращают штат, сокращают базу, то есть машин и парамедиков меньше будет, и не повезут из Чутово, а вначале закроют вызов в Полтаве, потом поедут в Чутово и вернуться с пациентом назад. Если пациент доживет. При этом после сокращения х**овые врачи останутся, а толковые далеко не факт.
Потому как проблему рассматривать нужно в реальном обществе, а не в нормальном, до которого мы может и не доживем.

Да, лабы может вести ассистент, но направление выбрать он не сможет.
У нас были институты, где была куча профессоров, но каждый был реальным профессором. Потом уже была реформа, мол много профессоров быть не может, в итоге за 1990е многие научные школы просто угробили.
В итоге, наши научные лаборатории выполняют часто густо подсобную работу за гранты для зарубежных профессоров.
taiko2
Nov. 27th, 2012 06:00 am (UTC)
мда... а Наполеон-то, дурак, все твердил, что-де каждый мой солдат носит в своем ранце жезл маршала. И ведь носил же, достаточно почитать биографии наполеоновских маршалов.
А всего-то и надо было, что сделать военное образование "элитным". И тогда б они всем показали ого-го что! Не то, что в действительности...

"Массе достаточно 8 классов. Стране нужны тысячи продавцов, но не нужны тысячи физиков, инженеров и врачей". Ну а чего останавливаться - один застенчивый австрийский художник, которого нечуткие большевики в 45-м как известно довели до самоубийства, считал, что славянам достаточно уметь считать до 500, читать по слогам, и уметь расписаться, а т.н. министр т.н. образования уже современной России вторил ему про воспитание грамотного потребителя, а не каких-то там физиков-лириков.

Эх Ян, Ян, - начали-то вы за здравие, а вот закончили...
bither
Nov. 27th, 2012 06:09 am (UTC)
Спокойствие, только спокойствие!
Наполеоновские маршалы ВЫДВИГАЛИСЬ. по своим талантам и способностям. Их университеты не покупались за деньги, а оплачивались кровью. Крайне неудачный пример вы нашли. Ровно в мою сторону аргумент.
8 классов - это базовое советское образование. Это достаточным уровень, чтобы пойти учиться дальше или найти себе работу ( на которой тоже можно учиться при желании). Я не за безграмотность, я против коррумпированного и бесполезного высшего образования. Высшее образование и научная деятельность - удел избранных, но не по социальному положению, а по способностям и талантам.
taiko2
Nov. 27th, 2012 06:17 am (UTC)
По способностям и талантам. Вот именно.

А что сегодня? А сегодня надобны не способности и не таланты, а только и исключительно тугой кошелек условных папы с мамой. При таком подходе образование будет именно что продажным и покупным (кстати зацените звучание: "образховательные услуги", а где услуги, там непременно оплата за них. Причем чаще не знаниями, а теми самыми сольдами из кошелька), кроме того обречено быть аналогом закрытого клуба для богатеньких Буратин, но никак не для талантливой молодежи.
Отсюда вывод: образование, в т.ч. и высшее, не должно быть аналогом закрытого клуба "для своих", вход в который доступен по принципу вышеуказанной толщины кошелька. Это должна быть система, дающая старт тем самым социальным лифтам, так что работать надо именно в сторону его доступности, но никак не закрытости "для быдла"(тм)
taiko2
Nov. 27th, 2012 08:24 am (UTC)
В дополнение к, ибо в тему
Первое. В их основании совершенно ложная посылка о том, что мы развиваем сферу образовательных услуг. Ставим образование в положение бедной замученной женщины легкого поведения, которая вынуждена навязывать свои услуги, чтобы как-то заработать на жизнь.

Образование – это категорически не услуга. Это системообразующий институт нации и государства. Гражданами России нас делает образование и воспитание, а не купленные услуги. Когда-то Бисмарк сказал, что франко-прусскую войну выиграл не прусский солдат, а прусский учитель, воспитавший прусского офицера, фельдфебеля, инженера и солдата.

Вопросы образования – это вопросы национальной безопасности. Путин поставил задачу: создать новую инновационную экономику. Но кто ее будет создавать? У нас растет количество техногенных катастроф, рушатся мосты, разрушаются электростанции, спутник «Фобос-грунт» не на грунте Марса, а на грунте Мирового океана.

Это связано с тем, что у нас недостаточно высококвалифицированных научно-технических кадров. Во многих отраслях опытным разработчикам больше 60 лет, а следующее поколение – мальчики 20 – 30 лет. Вместо серьезной работы в этом направлении мы учреждаем кафедры теологии в МИФИ и собираемся кропить ядерные реакторы святой водой.

Второе. Мы совершаем трагическую ошибку, говоря, что образование должно давать не знания, а компетенции, благодаря которым специалист будет знать, где нужные знания взять. Госпожа Простакова из фонвизинского «Недоросля» с ее «географию пусть извозчики знают» как раз обладала компетенциями: знала, где находятся нужные ей знания – у извозчика. А теперь представьте себе дежурного на атомной станции, который не обладает нужным знанием, а просто знает, где его взять. Или хирург у операционного стола, на котором лежит ваш ребенок! Не будет у него на это времени! Компетенции – это всего лишь дополнение к профессиональным знаниям и навыкам.

Полностью здесь: http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10293947%40SV_Guest
Однозначно маст рид (разумеется ИМХО).
bither
Nov. 27th, 2012 08:40 am (UTC)
Re: В дополнение к, ибо в тему
Прочел с удовольствием.
У меня самого был такой учитель - прекрасный педагог и очень грамотный физик.
Не вижу расхождений с его мнением - я не отрицаю социальный лифт, считаю, что нужно целенаправленно искать одаренных детей, давать им государственную поддержку и растить новую научную элиту. Оплачивать ее достойно, чтобы мозги не утекали зарубеж, вкладываться в наукоемкие технологии...
А не пестовать бездарностей за деньги, чем сейчас занята вся система образования.

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek