?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я, наверное, динозавр...

...но сам ненавижу, когда в моем присутствии говорят: вот, мол, в наше время все было по другому! Лучше было. И девки краше, и мы тогда были высокими блондинами - косая сажень в плечах. Фигня все это. Ничего лучше не было - мы были моложе - и все!
Вообще, весь этот плачь Ярославны об общем падении нравов, о разлагающейся молодежи, о загнивающей элите общества и всеобщем упадке цивилизации имеет две с половиной тысячи лет от роду. И Платон на это жаловался, и Диоген, и Сенека... Все жаловались! Куда катится мир! Молодежь деградирует! Падать ниже уже некуда!
Мир пока не умер, и это хорошо. Есть кому поплакать и посетовать на житейскую несправедливость. Элиты все так же продажны, разлагаются и запах их с наслаждением вдыхают те, кто следит за процессом со стороны. Молодежь стремительно летит в пучины разврата, вызывая острую зависть наблюдателей приятностью процесса нравственного падения. Деньги все такое же зло, особенно при их нехватке. Девушки раньше были стройнее и нравственнее, а те, чьи кривоватые ноги нынче лежат на чужих мускулистых плечах - просто "фу"!
Но есть одно "но", одна дьявольская деталь, которая роднит меня со злопыхателями. Глядя на то, как учатся сегодняшние дети, я тихо замираю от ужаса. Нет, не все учатся абы как - есть (они всегда есть!) добросовестные, любознательные, пытливые ребята и девчата, для которых сам процесс познания в кайф. Но то, что я слышу "ан масс" - купленные зачеты, экзамены, дипломы, курсовые - все это заставляет меня вскричать визгливым голосом древнегреческого философа: "Куда катится мир!".
Чесслово! Мы были студентами - ленивыми, нерадивыми, прогульщиками... Нас нещадно драли "преподы" - спасибо им. Но мы не покупали себе оценки. Мы могли воспользоваться "шпорами", содрать "в наглую" с учебника, написать полсотни "бомб", но за пять лет в Университете мы только один раз пытались споить майора с военной кафедры, чтобы получить положительные оценки по общевойсковой. И нихрена из этого не вышло! Никто из преподавателей у нас ничего не требовал, не просил и тем более не вымогал. Без знаний можно было проскочить, но нельзя было проучиться все годы.
Сейчас можно. Есть тариф на поступление, на зачет, на курсовой, на экзамен. Есть откупные, чтобы вообще не ходить на предмет.
Преподаватели бедны, а бедность плохо влияет на нравственность. Плохо влияет, что бы вы мне не говорили о прекрасных человеческих качествах. Я знаю, что нужда делает людей сговорчивыми. Потом нужда проходит, а сговорчивость остается.
Что мы имеем в сухом остатке?
Мы имеем врачей, к которым лучше не попадать, строителей, которым лучше не проектировать, конструкторов, не умеющих считать. Ужасно? Несомненно! Но катастрофично ли? Не думаю.
В любом поколении есть люди, которые рождены для того, чтобы лечить, учить, проектировать, строить. Слава Богу, что они есть - они наша надежда и спасение. Их мало, но, возможно, что именно так и нужно цивилизации.
Я не против всеобщей грамотности, но я против всеобщего высшего образования. Оно ни к чему массе. Массе достаточно 8 классов. Стране нужны тысячи продавцов, но не нужны тысячи физиков, инженеров и врачей. Такие люди должны быть элитой. Высоко (очень высоко!) оплачиваемой, со своим кругом общения в университетских городках и инновационных фирмах. Надо создавать не массовый продукт, а продукт дефицитный, а те, кто сейчас покупают себе диплом, могут прекрасно и с успехом заканчивать бизнес-курсы, какие-нибудь бурсы и прочие заведения, в которых они заинтересованы. Или ничего не заканчивать - это вовсе не означает, что их выбрасывают за борт сегодняшней жизни. Тот, кто захочет получить знания - всегда их получит.
Для того, чтобы стать богатым не нужно высшее образование - это аксиома. Большинство богатых людей без образования прекрасно разбирались в том, как заставить на себя работать людей с тремя высшими образованиями. Это тоже закон природы и от него никуда не деться. Но свою научную элиту государство должно пестовать и выкармливать. Искать талантливых детей, давать им обеспечение, платить лучшим из лучших, чтобы они растили себе смену. Потому что, если предприимчивые - это кровь, сердце, легкие, руки и ноги общества, то умные, как это не банально - его душа и мозг.
Душу и мозг не купишь, не пересадишь и не заменишь ни деньгами, ни предприимчивостью. Запас умных людей ограничен, а в общем потоке посредственностей они могут пострадать или, не дай бог, выродиться.
Нынешняя система образования порочна не потому, что продажна, а потому, что бессмысленно расточительна. Она не учитывает того, что все люди разные, что нельзя массово производить умных и ученых - это штучный товар. А штучный товар на конвейер ставить себе дороже. Получится брак.
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

taiko2
Nov. 27th, 2012 08:24 am (UTC)
В дополнение к, ибо в тему
Первое. В их основании совершенно ложная посылка о том, что мы развиваем сферу образовательных услуг. Ставим образование в положение бедной замученной женщины легкого поведения, которая вынуждена навязывать свои услуги, чтобы как-то заработать на жизнь.

Образование – это категорически не услуга. Это системообразующий институт нации и государства. Гражданами России нас делает образование и воспитание, а не купленные услуги. Когда-то Бисмарк сказал, что франко-прусскую войну выиграл не прусский солдат, а прусский учитель, воспитавший прусского офицера, фельдфебеля, инженера и солдата.

Вопросы образования – это вопросы национальной безопасности. Путин поставил задачу: создать новую инновационную экономику. Но кто ее будет создавать? У нас растет количество техногенных катастроф, рушатся мосты, разрушаются электростанции, спутник «Фобос-грунт» не на грунте Марса, а на грунте Мирового океана.

Это связано с тем, что у нас недостаточно высококвалифицированных научно-технических кадров. Во многих отраслях опытным разработчикам больше 60 лет, а следующее поколение – мальчики 20 – 30 лет. Вместо серьезной работы в этом направлении мы учреждаем кафедры теологии в МИФИ и собираемся кропить ядерные реакторы святой водой.

Второе. Мы совершаем трагическую ошибку, говоря, что образование должно давать не знания, а компетенции, благодаря которым специалист будет знать, где нужные знания взять. Госпожа Простакова из фонвизинского «Недоросля» с ее «географию пусть извозчики знают» как раз обладала компетенциями: знала, где находятся нужные ей знания – у извозчика. А теперь представьте себе дежурного на атомной станции, который не обладает нужным знанием, а просто знает, где его взять. Или хирург у операционного стола, на котором лежит ваш ребенок! Не будет у него на это времени! Компетенции – это всего лишь дополнение к профессиональным знаниям и навыкам.

Полностью здесь: http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10293947%40SV_Guest
Однозначно маст рид (разумеется ИМХО).
bither
Nov. 27th, 2012 08:40 am (UTC)
Re: В дополнение к, ибо в тему
Прочел с удовольствием.
У меня самого был такой учитель - прекрасный педагог и очень грамотный физик.
Не вижу расхождений с его мнением - я не отрицаю социальный лифт, считаю, что нужно целенаправленно искать одаренных детей, давать им государственную поддержку и растить новую научную элиту. Оплачивать ее достойно, чтобы мозги не утекали зарубеж, вкладываться в наукоемкие технологии...
А не пестовать бездарностей за деньги, чем сейчас занята вся система образования.

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek