?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вопросы выбора

Получил несколько любопытных ответов по поводу того, кто и как может подняться вверх по социальной лестнице в нашем далеко не гуманном обществе.
Картина маслом.

Получается так, друзья мои, что кроме богатых родителей, блата, связей и выигрыша в лотерею, пути наверх не существует. Ах, да... Еще можно быть евреем! Они друг другу помогают, самые богатые и от них не продохнуть.
Как-то так.
Причем, если бы эти рассуждения исходили только от диванных философов - еще полбеды! Но я встречал и вполне адекватных людей (с виду, во всяком случае), говорящих о том, что они бы достигли невероятных высот, если бы не
- блатные дети
- всеобщая коррупция, на которую у них не было денег
- засилье евреев, занявших все лучшие места украинцев (русских, мордвинов, белорусов, молдаван и т.д.)
- засилье татар (в последнее время, после появления Ахметова, евреи были вынуждены потесниться на пьедестале)

В принципе, такого рода настроения отлично вписываются в схему обывательского мышления. Я не достиг высот не потому, что бесталанен, склонен к лени, невыдержан в еде и алкоголе, не умею поддерживать физические кондиции за счет ограничения плотских удовольствий, не умею выбирать себе женщин и друзей, не научился быть целеустремленным и сосредоточенным, а только потому, что весь мир против меня. 
Места заняты недостойными, пришедшими по блату, женщины не дают, потому что суки продажные, начальник - падла, не способная оценить гения, попавшего ему в руки...
И лежит себе такой диванный мыслитель, жрет пивко с кальмарчиками, почесывает мохнатое паучье брюшко и жалуется на то, что социальные лифты не подняли его на самый верх. И в голову ему не приходит, что ему на самом верху делать нечего. И все, что он в этой жизни мог сделать - то есть, проебать эту самую жизнь совершенно самостоятельно - он сделал на все 100%.
Так получилось, что моя юность пришлась на период развала СССР - в 80-м мы окончили школу, в 86-м - ВУЗы, застали совсем краешком советскую систему, а когда все начало рушится (не в 91-ом, а 88-89-ом) оказались лицом к лицу с новыми реалиями. Мы - это люди родившиеся в с 1956-го - по 1970-ый. Поколение перестройки, ускорения, гласности и дикого капитализма.
Хочу заметить, что наше образование несколько отличалось от нынешнего в лучшую сторону. Нет, конечно, блат был - он всегда был, таковы советские реалии, которые мы волочем на себе до сих пор. Но преподаватели не принимали экзамены за взятки. Они, вообще, взятки не брали, как ни странно это теперь звучит. Но наше образование было заточено под советскую систему. Мы не имели ни практических, ни теоретических знаний о бизнесе. И многие из нас так и остались в несуществующем "совке" - не смогли поменять ни мир вокруг себя (что понятно), ни мировоззрение.
Конечно, среди нас были дети партийной верхушки, торговых работников, исполкомовских бонз - а как иначе? Но не скажу, что они достигли больших высот, чем дети инженеров и рабочих. В процентном отношении, пожалуй, среди "золотой молодежи" меньше успешных людей. Подушка на жопе и трон с короной помешали. Хотя и среди них были настоящие бойцы - не отнять.
В моей группе самыми успешными оказались ребята из простых семей (свою семью я тоже отношу к таким), из заштатных городков, с периферии. Мы сумели приспособиться, сориентироваться, научиться рисковать, не побоялись учиться заново - причем без учебников и пособий. Многие из нас не пережили 90-е. Кто по своей вине, кто безо всякой вины - инфаркты, депрессии, пули наемных убийц, биты рекетиров. Водка, мать бы ее так. Кого-то ждали шикарные офисы, банковские апартаменты, кого-то тюрьмы, кого-то правительственные кабинеты и места в Раде, а кто-то так и остался торговать трусами у двери железного контейнера. Всякое было. Мы ползли наверх по отвесной стене, безо всяких лифтов, цепляясь зубами и ногтями за малейшую возможность стать богатыми, известными, благополучными. Естественно, кто-то срывался. Понятно, что дошли не все. И люди на этом пути проявили далеко не лучшие из своих качеств. Но путь наверх - он всегда такой.
Были и другие - те, кто лежал на диване и пил пивко, наблюдая, как остальные лезут на стену. Когда кто-то падал и разбивался вдребезги, с дивана раздавалось довольное хихиканье. Нет ничего слаже чужой неудачи, она компенсирует собственную импотентность.
Случалось, что на диване оказались те, кто сломался, кто сорвался или полз и не дополз до вершины по разным обстоятельствам. Их можно понять и оправдать - никто не знает пределов своей прочности. Вопрос в том, могут ли онисами  простить себя за слабость?
Так получилось, что когорту днепропетровских миллионеров-миллиардеров я знаю еще с тех времен, когда они были такими же как я - школьниками, студентами, молодыми специалистами. В 90% случаев их истории - это истории Золушек, ставших принцессами. Только в их жизни не было ни фей, ни принцев, ни волшебства. Были риск, трудоспособность, изворотливость, ум, терпение, жесткость, коварство, огромное желание поменять свою жизнь и ... немножко удачи. Среди этих ребят и евреи, и русские, и азербайджанцы, и армяне, и украинцы. Скажу честно, евреев больше, но это отдельная тема для разговора. Второй эшелон - тоже далеко не бездельники, только удачи было поменьше и каких-то деловых качества не хватило самую малость. И даже те, кто остался на рынках -  трудяги, каких мало. Поверьте, зачастую не сломаться в малом бизнесе сложнее, чем не сломаться в большом. Запас прочности меньше, а человеческие риски равны - что при потере миллиона, что при потере десяти тысяч гривен, если они последние.
Я терпеть не могу диванных мыслителей. Не за праздность: лежать или не лежать - их личное дело. Я не люблю их за то, что в своем образе  жизни они винят других, которые умнее и трудоспособнее. Я не жалею о том, что в 88-м ушел из НИИ в неизвестность. Я ни на секунду не жалею, что не выбрал спокойную и размеренную жизнь. Я ошибался, был богатым и бедным, рисковал, был на волосок от...
Но я жил и живу в соответствии со своими представлениями о том, как должен поступать мужчина и человек. ИМХО, разумеется. Мог бы я прожить по другому? Теоретически - да, практически - никогда. 
Мы сами строили свои социальные лифты. Или не строили. Зачем лифты альпинистам или тем, у кого отрастают крылья? Мы не получали помощи государства - дотаций, пособий и прочего. Мы и на пенсии не рассчитываем. Наша система приспособлена, чтобы грабить, а не  помогать. Чиновничество - это общий враг и для бизнесменов, и для обычных граждан. У нас - это не обслуга, а паразит, высасывающий силы из всего жизнеспособного. Но гражданам легче ненавидеть предпринимателей. Так понятнее. Классовую ненависть не выдумали, она действительно реальна. 

Неуважаемые мной диванные мыслители!
Никто не виноват ни в вашей беспомощности, ни в вашей несостоятельности, кроме вас самих. Ни евреи, ни татары и детки богатых родителей. Только вы! Возможно, что вы бы прекрасно существовали при прежней общественной формации - жили на зарплату покуривая в НИИ с 8 до 17-ти часов - это была конечная остановка вашего социального лифта. Выше некуда. Ведь на заводе и у станка тяжелее, куда тяжелее. А чего? Было неплохо. 120 рублей в начале - 180-200 к пенсии. За вас подумают, за вас решат. Ни шага влево, ни шага вправо. Стаж трудовой, профсоюзные путевочки. Пенсия, дачка - и в гробик пора.

Те, кто шел в аспирантуры, становился профессурой, двигал науку и культуру - они же не ваши были. Вы им тоже в спину шипели - они тоже ваши места занимали. Они же были блатные - детки, евреи, татары... Так? Ведь есть какая-то причина, что они смогли, достигли, а вы - нет? И эта причина - она, конечно, не в вас? Это мироздание такое?

Судьба человека - это его поступки. Единственный лифт, способный вознести вас на самые вершины - это ваше честолюбие, ваше желание стать самым-самым - самым умным, самым богатым, самым счастливым... Но для того, чтобы достигнуть мечты, вы должны быть готовы на все: никто не знает, что судьба потребует взамен. Иногда плата оказывается непосильной, а, иногда, везет и не приходится переступать через совесть, мораль и закон, чтобы достичь пика и на нем удержаться. Все происходящее с вами - это ваш выбор, ваш труд, ваш ум и чуть-чуть везения...
В любом случае, можно гордиться тем, что ты хоть что-то сделал, чем сетовать на то, что тебе помешали совершить.
Для того, чтобы поймать удачу, нужно хотя бы купить лотерейный билет.
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
apervushin
Dec. 11th, 2012 11:23 am (UTC)
Сурово, но справедливо. Мне вот кажется, что большинство из "идейных сетевых пиратов" (не тех, кто сайты пиратские делает, а из тех, кто любит порассуждать о том, что писатель должен быть голодным) как раз из сообщества "диванных мыслителей". Уж очень повадки и аргументация близки.
bither
Dec. 11th, 2012 11:29 am (UTC)
Плоды одного дерева.))
raikevich
Dec. 11th, 2012 11:25 am (UTC)
что-то вы про хитрожопость забыли
bither
Dec. 11th, 2012 11:28 am (UTC)
Да, хитрожопость тоже нужное качество. А что? Слышали поговорку - простота хуже воровства?
lider
Dec. 11th, 2012 11:49 am (UTC)
Ви серйозно вважаєте, що злети і падіння залежать лише від власних дій особи?
bither
Dec. 11th, 2012 12:13 pm (UTC)
Да. Я так полагаю. Я так живу. А что?
Игорь Зенченко
Dec. 11th, 2012 11:51 am (UTC)
Вопросы выбора
Ян ты прав на все 100% - жалею только об одном-период когда водку пил вместо воды
alex_kraine
Dec. 11th, 2012 12:34 pm (UTC)
Re: Вопросы выбора
Тогда бы и на вас легла бы ответственность за выпитую воду. :)
bither
Dec. 11th, 2012 12:45 pm (UTC)
Re: Вопросы выбора
Игорь, у нас у всех есть то, чем гордиться трудно. Но оценка идет по результату, а не по промежуточным финишам.
alex_kraine
Dec. 11th, 2012 12:32 pm (UTC)
ПпочтиПКС.
С другой стороны, в обществе, где правила игры не известны практически никому, кто внизу и даже не всем, кто наверху без определенной наглости и бессовестности наверх не пробьешься.
Я всегда поддерживал поговорку: "Кто не хочет - придумывает причины, кто хочет - придумывает способы".
Но возвращаясь к нашей ситуации, способы подъема наверх выше определенного социального положения (кстати, не такого уже высокого) чаще чем нет сопряжены с не вполне честными методами. А поскольку правила игры спрятали, то на шахматной доске под названием "жизнь в Украине" пешка может стать проходной, только если в нарушение правил начнет скакать конем.
Непробивные, инертные, связанные условностями чистюли перед такими обстоятельствами часто пасуют. Но хоть задаются этим вопросом. А "болото" рассказывает в курилке, что если бы, то...

Edited at 2012-12-11 12:32 pm (UTC)
bither
Dec. 11th, 2012 12:46 pm (UTC)
Я и написал, что с чистыми руками могут быть проблемы. Не всегда получается. Мне хотелось бы, чтобы было иначе, но... Увы...
andergx
Dec. 11th, 2012 03:12 pm (UTC)
Я не думаю что "самая вершина" это действительно вершина.
bither
Dec. 11th, 2012 03:18 pm (UTC)
Вершина - это то, что устанавливает для себя человек. Для кого-то вершина духа. Для кого-то вершина материального благосостояния. Твой выбор, твое действие, твой результат.
andergx
Dec. 11th, 2012 03:41 pm (UTC)
Так то оно так, только сложно представить, чтобы на пути ко второй (духа) мешали "блатные дети, коррупция или засилье евреев". У меня вот что-то не получается...

Edited at 2012-12-11 03:42 pm (UTC)
ivlasyuk
Dec. 11th, 2012 07:39 pm (UTC)
Шот тебя на мирровоззренческие темы потянуло :)
chervona_khmera
Dec. 12th, 2012 12:54 pm (UTC)
Кэп?
bither
Dec. 12th, 2012 01:01 pm (UTC)
Судя по тому, что писали о социальных лифтах и равенстве у меня в ЖЖ, то не кэп.
Но, не исключаю, что вы очень умный. И все и обо всех знаете. Тогда - кэп. И вам не сюда.
chervona_khmera
Dec. 12th, 2012 05:32 pm (UTC)
вы просто прелесть
bither
Dec. 12th, 2012 05:36 pm (UTC)
Можно я вас целовать не буду? Я с малознакомыми людьми не целуюсь, несмотря на то, что прелесть.
chervona_khmera
Dec. 12th, 2012 05:40 pm (UTC)
Пожалуй, не стоит
bither
Dec. 12th, 2012 05:41 pm (UTC)
Вот видите! Хоть я и кэп, мы находим общий язык.)))
chervona_khmera
Dec. 12th, 2012 05:47 pm (UTC)
какой разговорчивый :)
просто на тему данного сабжа уже писано-переписано, особенно, в жж, особенно подростками и духовными девами. без обид.
с другой стороны, Вы претендуете на популярность, так что принимайте и критику.
bither
Dec. 12th, 2012 05:50 pm (UTC)
Re: какой разговорчивый :)
С дорогой душой! Критикуйте.
У этого поста есть предыстория. К сожалению, то, что очевидно для меня и для Вас, не очевидно для множества людей. Вы удивитесь, узнав сколько народу о таких вещах никогда не задумывалось. Вообще.
Я не разговорчивый. Я в хорошем настроении. Не лаю и не кусаюсь. Сегодня :р
andrey_50
Dec. 12th, 2012 12:55 pm (UTC)
В общем согласен, что во многом судьбу определяет сам человек. Так как тоже многое прошел в свободном плавании, бросив в 88-89 НИИ в должности с.н.к. к.т.н. И многите мои друзья, тоже из простых, карабкались и много достигли. Как у всех всякое бывало. Но главное на мой взгляд, что должно быть желательно у каждого состоявшегося человека (тем более в нашем среднем возрасте), это чувство удовлетворения от того чего достиг. И совсем не обязательно при этом быть миллионером. Главный успех в жизни, по большому счету, если задавая себе вопрос "а счастлив ли я" отвечаем "да". Удовлетворение, счастье на самом деле многогранно. Это начиная от семьи, родителей и детей, здоровья и заканчивая теми же материальными успехами. Хотя период распада СССР по многим больно прошелся, но это и был шанс у каждого вырваться. А отвечая на поставленный в начале вопрос - кто и как может в настоящее время подняться вверх по социальной лестнице -мое мнение, что шансов у «пересічного» молодого украинца в настоящее время меньше, чем в начале 90 прошлого века. Почему? Потому, что за последние 2 десятилетия произошло естественное сильное разделение между слоями населения. Между слоями и классами выросли большие, чем в 90 годах барьеры , мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой стало иметь большее значение "различия в стартовых возможностях" (не говорим об исключениях и талантах). Скажем, сын министра, депутата, прокурора, судьи и сын крестьянина, шахтера, рабочего имеют разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности на мой взгляд несостоятельна. И этому не в малой степени способствует безнаказанность действий «элиты», и то, что в Украине нет и не будет правосудия. Прогнившая система МВД, прокуратуры и правосудия- ее поломать практически не реально.Репрессивная система и дальше будет перемалывать судьбы простых людей.
bither
Dec. 12th, 2012 01:17 pm (UTC)
Тогда почему вы не учитываете исключения и таланты? Они, получается, пробивают барьеры?)))
В моей юности сын директора продторга или секретаря горкома партии тоже имели большие возможности, а сын кинорежиссера имел в 1000 раз шансов стать киноклассиком. И что? Ничего, прорвались!
andrey_50
Dec. 12th, 2012 01:29 pm (UTC)
Согласен. В нашей юности больше шансов было прорваться
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek