?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у xinguano в Я.Валетов Трилогия о Проклятом

05517105_cover 01853295_cover cover_out_07+paris Я. Валетов взялся за сложное, благородное и неблагодарное дело. Причем, судя уже по одному только объему привлеченного материала, дело еще и необычно трудоемкое для современного российского писательства. По всем приметам, это не просто произведение или там конкретно приключенческий роман – это детище.

Ничто не рождается на пустом месте – и детище Я. Валетова не исключение. Роман безусловно опирается и в некотором смысле оспаривает один из лучших русских романов 20-го века – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. При этом Я. Валетову удалось в полной мере написать не фанфик к великому роману и даже не подражание великому предшественнику – он написал совершенно самостоятельное произведение, использующее вселенную булгаковского романа исключительно в качестве отправной точки.

Как человек, лишенный в вопросах критики сантиментов, начну с моей оценки, которую постараюсь дальше обосновать. Я не хочу выглядеть любителем парадоксов и хочу, чтобы эту оценку восприняли буквально, не ища намеков или игры слов.

Я. Валетов потерпел блистательную неудачу, и честь ему и хвала за такую неудачу, ибо Трилогия о Проклятом, на мой взгляд – одна из лучших русских книг как минимум последнего десятилетия.

Форма

В романе три сюжетных линии. Терминологической простоты ради, мы назовем «античной» линию от последнего года жизни Иешуа га-Ноцри до падения Мецады, «средневековой» историю Легиона от его учреждения до назначения Филиппа легатом и «современной» боевик, развернутый автором вокруг находки «Дневников Иуды» во время раскопок в руинах Мецады.

Я. Валетов имел уже достаточно успешный опыт соединения нескольких сюжетных линий в романе «Ничьи Земли». Худо ли, бедно ли, в этом романе сюжетные линии дополняли и поясняли друг друга. Кстати, в романе М. Булгакова также существует тесная связь «внутреннего сюжета», разрабатываемого И. Бездомным, с «рамочной историей» самого И. Бездомного.

Однако в «Трилогии о Проклятом» эта форма явно не работает. Полагаю, причина в том, что в новой же книге Я. Валетова сюжеты существуют независимо и практически никак друг на друга не влияют. Их поочередное появление в общем тексте ничем не замотивировано и только затрудняет восприятие.

К тому же, темп событий в линиях очень различный, и «сюжетные часы», а порой и «секундомер» в основной по объему «современной» части плохо стыкуются с неспешным «сюжетным календарем» «античной» и «средневековой» линий.

Третье неудобство – внутри каждой отдельной линии автор слишком часто оценивает мизансцены глазами кого-нибудь из персонажей, причем регулярно этих персонажей меняет, временами даже переходит на прямую речь от их имени. Такой прием хорошо работает в эпических полотнах («Война и Мир», «Тихий Дон»), где авторы успевают дать и собственную оценку происходящему, и оценку персонажей-оценщиков. В «Трилогии о Проклятом» вклад собственных оценок автора настолько незначительный, что в итоге читательское восприятие «застряет» в эмоционально-рефлекторной области. Это не плохо для «боевиковой» составляющей текста, но очень мешает выявлению лично авторских выводов и обобщений.

Дополнительную неразбериху создают «неконвенциональные» заголовки частей. «Хроники Проклятого» не содержат того, что ожидает получить читатель, привыкший к чтению всевозможных «Хроник», «Путь Проклятого» не рассказывает, как можно было бы ожидать, о странствиях или жизненном пути Иегуды (в центре внимания автора остается лишь участие бывшего апостола в защите Мецады), а «Сердце Проклятого» вращается вокруг ареста и казни Иешуа, но никак не фигуры и души Иегуды. Наконец, линия, связанная с титульной фигурой Иегуды (Проклятого) не является доминирующей по объему, больше того, в части объема история Иегуды постоянно уходит в тень тщательно прописанной «современной» линии.

Сюжет.

Три сюжетные линии цикла проработаны чрезвычайно неравномерно.

«Современная» линия – это очень достойный крепкий боевик с обильными добавками приключений и крими, жанр, который Я. Валетов совершенно заслужено считает своей стихией. Я поставил бы этой линии «четверку» не потому, что вижу какие-то заметные недостатки в работе автора, а потому лишь, что «боевику» я никогда не поставлю больше: слишком много ограничений накладывает этот жанр на проработку автором персонажей. Можно только пожалеть, что после жанрово очень неоднозначного романа «Ничьи Земли», автор обратился к простым незатейливым формам – это как если бы кто-то, вполне освоивший кисть, вдруг всерьез вернулся к цветному карандашу. Тем не менее, повторю, Я. Валетов – один из лучших на сегодня мастеров боевика, и любителей этого жанра ждет множество вкусных волнующих сцен. Единственное пожелание автору, возникшее при прочтении «современной» линии – не перебарщивать с чудесами выносливости простых неподготовленных людей. Сцены, типа поединка Валентина с Вальтером и последующей эвакуации археолога из пещеры – это, на мой взгляд, уже перебор.

«Средневековая» линия должна, наверное, была стать триллерной составляющей цикла, но оказалась жиденьким, ни к селу, ни к городу, еще одним боевиком. Непонятно, зачем автору вообще понадобилось сочинять таинственный заплечных дел Легион. Во-первых, история Легиона не находит своего развития в наши дни, во вторых фактурное наполнение и психологическая достоверность «средневековых» Легионеров крайне слабые. Однозначная «дюмовщина», «три с минусом» из уважения к мастеру. Видимо, автор сам устал к концу второй книги от этого бесплодного направления и оборвал историю Легиона маловнятным эпизодом с убийством Вильгельма II Рыжего.

Если бы Я. Валетов ограничился только этими двумя линиями, я не утрудил бы себя даже протиранием клавиатуры. Истинный creme de la crema «Трилогии» – это линия самого Иегуды, одновременно мудрая и сентиментальная история человека, пожертвовавшего всем ради веры и эту веру затем утратившего. Именно эта, значительная, хотя, к сожалению, не основная часть цикла делает его особым явлением современной русской литературы.

Здесь следует отметить, что сам автор не раз позиционировал себя как атеиста. Правда, его атеизм при предметном ознакомлении оказывается, скорее, антиклерикаклизмом, причем, заточенным против христианства православного толка. Поэтому вдвойне интересна попытка Я. Валетова взглянуть на зарождение и становление христианства критическим к церкви глазом.

Главный герой (так почему же неудача?)

Название цикла уже содержит в себе провокацию: автор упорно называет Иегуду «проклятым», но в тексте ничем не подкрепляет эту характеристику. Обыденное сознание воспринимает проклятье, как акт призыва высших сил для наказания (осуждения) человека, секулярным путем не наказуемого. «Сыпать проклятьями», «насылать проклятья», «я тебя проклинаю» – пожалуй, наиболее расхожие обороты с этим словом. Однако те, кто ожидает встретить в главном герое нечто, отягощающего его совесть в глазах адептов или соплеменников, будут обмануты: никакого официального или доктринального суждения о «проклинаемости» Иуды христианство не выработало, в глазах же приверженцев Моисеева закона разоблачение самозванца, покусившегося на Храм, царский венец и прочая, и прочая – мудрость, граничащая лишь с добродетелью.

Автор, правда, намекает на некоторую аналогию судеб Иосифа Флавия и Иуды Искариота – но в действительности никакой внятной аналогии нет: если отношение евреев к Иосифу имело все признаки херема – прототипа анафемы в православье (по крайней мере, некоторое время), в случае Иегуды никакого проклятья не могло быть уже потому, что официально он был уже мертв. Немного сгладило бы неловкость, если бы Я. Валетов использовал более многозначный эпитет, например «окаянный», «отвергнутый», «презренный» – но, этого не случилось.

Между тем, в других языках слово «проклятье» гораздо чаще используется в сакральном, а не церковно-политическом значении, как антиномия «спасения»: проклятый – значит, не нашедший пути к Богу. Обыграй автор это значение (тем более, что в тексте есть место, в котором главный герой осознает утрату веры), читатель не искал бы подспудно романтического конфликта Иегуды со своим окружением. Однако Я. Валетов упорно подчеркивает осудительный, церковно-общинный смысл этого эпитета. Что вводит в заблуждение.

Собственно, из евангелистов-синоптиков лишь Лука квалифицировал поступок Иуды, как предательство. Более поздние богословы, говоря, что Иуда проклят, связывали это отнюдь не с его предательством, а с ветхозаветным запретом

самоубийства. Современные толкователи, соглашаясь считать самоубийство малым грехом, даже не исключают прощения Иуды Спасителем и их встречу на небесах. В принципе, идея «предательство Иисуса равноценно богохульству» обязана своей популярностью Реформации, прежде всего лично М. Лютеру. Поэтому регулярное упоминание Иегудой своей «проклятости» людьми выглядит чересчур нарочитым, даже болезненным, рисует бывшего сикария мнительным и закомплексованным. Хотя в образе Иегуды много противоречивого и неясного, его «проклятость» анахронична и однозначно избыточна, так как не находит никакого подтверждения в сюжетной линии.

Наиболее проработана история Иегуды в последней, третьей части трилогии. Там мы узнаем много о его отношениях с Иешуа и Марьям, узнаем о совершенной им ошибке и о заплаченной за нее цене. Автор много раз подчеркивает глубокую личную дружбу и доверие, соединяющую его Иешуа и Иегуду, поэтому можно принять, что, утратив веру в аврамического Всевышнего, ученик останется верен идеям своего Учителя – прежде всего, что Бог есть любовь. По крайней мере, его поступки хорошо с этим согласуются.

И тут мы возвращаемся к странной второй книге, рассказывающей о последних днях (часах) жизни Иегуды. Сама по себе эта книга (точнее, «мецадский эпизод» второй книги) оставляет очень сильное впечатление: Я. Валетов щедро вбрасывает целую колоду колоритнейших фигур, предельно грамотно ставит сцены, чуть ли не хронометрически выверяет динамику, очень точно манипулирует читательским вниманием… На фоне слабо развивающегося во второй книге боевика и тупикового завершения средневековой конспирологии, агония Мецадского убежища по-настоящему затягивает.

Участие Иегуды в «мецадском эпизоде» было бы вполне логичным… если бы автор не вставил в третьей книге между участием престарелого сикария в защите Мецады и его предательством га-Ноцри вполне конкретные показательные события (умерщвление Пилата, поддержка Марьям, спасение Павла). С введением этих эпизодов образ Иегуды приобретает раздражающую размытость и недосказанность. Когда и как он успел разочароваться в идеях га-Ноцри? Как, почему, при каких обстоятельствах бывший террорист-боевик, успевший прикоснуться к «свету», причем вполне деятельно, а не умозрительно, свернул на старости лет на проторенную ваххабитскую дорожку? Что объединило его с фанатиками бен Яира – живыми мертвецами, занятыми похоронами своих мертвецов? Почему такой сильный, мужественный и осмотрительный человек последние часы своей жизни провел, как затравленный собаками в норе лис, озабоченный в основном тем, чтобы побольше повторить «я не виновен»? Эти важные для понимания титульного персонажа вопросы Я. Валетов оставил, увы, неотвеченными.

На мой взгляд, Иегуда третьей книги очень хорошо стыкуется с оригеновской трактовкой новозаветного Иуды Искариота: все, что делает главный герой можно понять и принять, считая его основной мотивацией поиск прощения Наставником, как попытку искупления неосмотрительно принятой на себя вины в его мученической смерти. Вполне логичным было бы с этой позиции, например, чтобы на старости лет Иегуда подвигся на миссионерское служение, взявшись донести до людей истинные слова своего Учителя. Можно придумать и другие варианты. Но Иегуда из второй книги – это полное жизненное фиаско.






promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 58 comments — Leave a comment )
morebeer216
Feb. 16th, 2013 10:22 pm (UTC)
а это человек писал?
(читательское восприятие «застряет» в эмоционально-рефлекторной области)
(лишенный в вопросах критики сантиментов)
(анахронична и однозначно избыточна) и тд

Edited at 2013-02-16 10:29 pm (UTC)
xinguano
Feb. 16th, 2013 10:52 pm (UTC)
а шо, слабо? тренировка...
(no subject) - morebeer216 - Feb. 16th, 2013 11:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xinguano - Feb. 16th, 2013 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morebeer216 - Feb. 16th, 2013 11:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xinguano - Feb. 16th, 2013 11:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pivpav - Feb. 17th, 2013 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - xinguano - Feb. 17th, 2013 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pivpav - Feb. 17th, 2013 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xinguano - Feb. 17th, 2013 02:43 pm (UTC) - Expand
morebeer216
Feb. 16th, 2013 10:35 pm (UTC)
что посоветуешь почитать из своих книг, для начала.
bither
Feb. 16th, 2013 10:38 pm (UTC)
Зависит от твоих жанровых предпочтений.
Стикс - экономический триллер
Остаться в живых - авантюрный триллер
Ничья земля - роман предупреждение-шпионский роман-апокалипсис-политический триллер
Проклятый - исторический роман-криптотриллер

Есть повести. Не знаю, что советовать. Почитай отзывы, аннотации.
(no subject) - morebeer216 - Feb. 16th, 2013 10:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Feb. 17th, 2013 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - vlad_malko - Feb. 18th, 2013 12:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Feb. 18th, 2013 04:57 am (UTC) - Expand
xinguano
Feb. 16th, 2013 11:12 pm (UTC)
ян, а вам кто-то стукнул или вы умеете жж по ключам мониторить?

мне интересно, динамика продаж на литресе хоть за выходные добавиться?
bither
Feb. 17th, 2013 05:41 am (UTC)
Я не мониторил жж, мы с вами, Леша, в одном сообществе. Так что просто всплыло в ленте. )))
Я посмотрю на динамику и доложу, но думаю, что никаких изменений не будет.
dir_for_live
Feb. 17th, 2013 05:50 am (UTC)
А-а-а! Вон, в чем все дело! Ты просто антиклерикал и особенно против православной церкви! Вон оно что! Тут-то тебя и разоблачили :)))
bither
Feb. 17th, 2013 05:53 am (UTC)
Я удивился, но промолчал.
:-)
(no subject) - dir_for_live - Feb. 17th, 2013 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Feb. 17th, 2013 06:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - dir_for_live - Feb. 17th, 2013 06:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - xinguano - Feb. 17th, 2013 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Feb. 17th, 2013 08:01 am (UTC) - Expand
pretorianes
Feb. 17th, 2013 07:38 am (UTC)
Ян, а тебя действительно роман "Мастер и Маргарита" на написание романа вдохновил?
И почему в Пути Проклятого ты его перемещения по крепости не описал ;)

Edited at 2013-02-17 07:39 am (UTC)
bither
Feb. 17th, 2013 07:52 am (UTC)
МиМ я очень люблю, но сказать, что он меня вдохновил... Наверное, нет. Вся литература такого качества, как булгаковский роман, вдохновляет на написание. Образец для творчества - несомненно, как источник вдохновения - не сказал бы. Мой текст, оставаясь в рамках традиции, скорее, спорит с текстом Михаила Афанасьевича.
Тезис о том, что в Пути нет пути, а в Хрониках - хроник, на мой взгляд красиво звучит, но к реальной картине не имеет отношения. Хотя, это не важно.
(no subject) - xinguano - Feb. 17th, 2013 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Feb. 17th, 2013 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - pretorianes - Feb. 17th, 2013 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - xinguano - Feb. 17th, 2013 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - xinguano - Feb. 17th, 2013 07:56 am (UTC) - Expand
lu_star
Feb. 17th, 2013 08:48 am (UTC)
Очень интересное мнение, ОЧЕНЬ! ;)
Поддержу на 80%, пожалуй ;)
На 10% не добирает орфографически (см.выше))), а еще на 10% - сомнительные оценки/понимание авторского подхода, ага ;) -(см. в т.ч. и "антиправославность"- таки слишком избыточное уточняющее определение)
Но, в остальном очень занимательно было почитать: теперь следует поглубже на досуге обдумать совпадения/разбежки, и возможно даже кое-что оспорить... (если будет на то время/желание).
* * *
ЯН, пасиб, что выложил. ;) У тебя вдумчивые и хорошие читатели, по большому счету. Ради них стОит писать, не только ради себя ;)))
bither
Feb. 17th, 2013 08:55 am (UTC)
Re: Очень интересное мнение, ОЧЕНЬ! ;)
Да я всех своих читателей и люблю, несмотря на оценки и мнения. ))) если читают, то хвалят или ругают - это уже второстепенные подробности. )))
alexbor69
Feb. 17th, 2013 09:39 am (UTC)
А где можно приобрести и по какой цене?
bither
Feb. 17th, 2013 03:17 pm (UTC)
Если вы на Украине - 2 тома можно купить в бумаге в издательстве Альтерпресс в Киеве. Вышлют наложенным платежом.
Все три книги можно купить в электронном виде - в Литмаркете или на Литресе. И взять у пиратов даром по всем известным адресам.
(no subject) - alexbor69 - Feb. 17th, 2013 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Feb. 17th, 2013 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexbor69 - Feb. 17th, 2013 03:31 pm (UTC) - Expand
xinguano
Feb. 17th, 2013 03:06 pm (UTC)
ян, я в шоке. у меня 16 часов, в отзывах только 2 ночных юродивых, никто не то что не коментит, даже не спрашивает, где взять... может, они сами разобрались -- что показывают ваши счетчики закачек?
bither
Feb. 17th, 2013 03:10 pm (UTC)
Я увижу их в понедельник, с рабочего компьютера.
Дело в том, Леша, что у меня стабильно от 30 до 50 покупок в месяц на Литресе. И около 1000 закачек у пиратов.
Вряд ли что-то изменится.
(no subject) - xinguano - Feb. 17th, 2013 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Feb. 17th, 2013 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xinguano - Feb. 17th, 2013 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Feb. 18th, 2013 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - xinguano - Feb. 18th, 2013 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Feb. 18th, 2013 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - xinguano - Feb. 19th, 2013 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Feb. 19th, 2013 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xinguano - Feb. 19th, 2013 11:18 pm (UTC) - Expand
nebotticelli_xl
Feb. 17th, 2013 08:04 pm (UTC)
тока щас обратил внимание. что хайфское офисное здание (его называют в городе "тиль", ракета) на левой обложке рифмуется с Эйфелевой башней на правой обложке. Возгордился.
berchik2000
Aug. 29th, 2014 07:45 am (UTC)
Душа просит продолжения банкета!
Здравствуйте Ян,
На одном дыхании прочитал трилогию "Проклятый". Что Вам сказать , написано классно , очень динамично и герои получились живыми, не эпическими как многие писатели на исторические темы пытаются своих героев вылепить ( хотя надо сказать, тему вы замесили ох какую не простую). Как человек который интересуется иудейской историей и религеовединием Древнего Израиля, я должен отметить, что Вы очень точно передали картину и течение дел во времена Иегошуа и в период "Хурбан а Байт". Интересно , Вам попадалась на глаза книги исследования Майкла Бейджента " Бумаги Иисуса" и " Кумранские свитки"?
Эти книги вполне могли лечь в продолжении Вашей серии, тут ужу можно путем разных хитросплетений и наших героев выйти на конклав и тд и тп. В общем очень хочется продолжения истории , так как потенциал ИМХО, есть еще ого-го какой! По поводу личности самого Иегуды- Вавилонском Талмуде , если я не ошибаюсь в масехет Сута очень вкратце описывается История Иегошуа. Так вот , там указано что Иегуда полностью назывался Иегуда Ишкрайот, что в впереводе с иврита означает Иегуда - Человек из окрестностей , так же предание сохранило тот факт что он был родом из Иерусалима , из очень богатой и уважаемой иерусалимской семьи, до встречи с Иегошуа он был членом Синедрина и был в принципе послан советом Синедрина шпионить за Иегошуа. Повторюсь Очень хочется продолжения, динамика только начала нарастать а третья книга взяла и закончилась!

Приношу свои извинения за свою некоторую нудность и настырность в советах, просто очень мало качественных исторических детективов- триллеров выходит в последнее время.

Шабат Шалом Вам и Вашему дому!

С Искренним Уважением,
Борис.
( 58 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek