Ян Валетов (bither) wrote,
Ян Валетов
bither

Кинематографическое

Сегодня утром прочел о смерти Алексея Германа-старшего. Жаль. И ведь возраст совсем не критический - 75 лет. Еще жить и работать. Но, увы... Похоже, что мы так и не дождались его версии "Трудно быть богом". Ушел мастер, который показал нам другое лицо войны. Спасибо ему и за "20 дней...", и за "Проверку...", и за "Хрусталев, машину!". Добрая память ему, земля пухом и пусть цифра сохранит его работы для будущих поколений.
Вообще, вспомнилось советское кино (а ведь много картин были высочайшего класса и по режиссуре, и по актерской игре, правда, ребята? Ничего подобного за годы независимости на Украине не сделали, даже не приблизились к уровню, а угробили даже то, что имели), которое тоже ушло в небытие безвозвратно после 1991 года. Даже раньше, потому что в первые же годы перестройки на экраны хлынул поток говнокартин, в котором наше самое главное искусство благополучно и захлебнулось.

До сих пор уверен, что советская актерская школа была лучшей в мире - систему Станиславского никто не отменял. Более того, наиболее успешные зарубежные актеры работали по системам Станиславского и Стринберга, а те, которые это отрицали, все равно ею пользовались.)))
И режиссура наша была далеко не последней - кто не верит, может посмотреть старые фильмы - прекрасные работы Козинцева, Чухрая, Фрида и т.д. В СССР снимали даже блокбастеры - я говорю о "Войне и Мире" Бондарчука, об эпопее "Освобождение" и т.д.
С боевиками, правда, был напряг. Этот жанр нашим режиссерам как-то не очень давался, хотя истерны в исполнении молодого Михалкова и Мотыля - несомненная классика.
В чем секрет угасания успешной отрасли?
Советское кино было невероятно прибыльно. Понятие - фильм не окупился - практически не существовало. При цене билета от 10 копеек на утренние сеансы и от 30 до 70 копеек за серию на дневные и вечерние, фильмы собирали миллионы рублей и возле касс еще и очереди стояли. Думаю, что на вложенный руль вынимали минимум в 20 раз больше. Причем, большинство картин снималось на пленке "Свема" (вспомнил и вздрогнул) - поддерживали своего производителя и удешевляли процесс. Цвета, правда, иногда получались просто удивительными, но это было вторично. Работать на Кодаке или Техниколоре могли единицы и, если не ошибаюсь, по специальному разрешению.
В дефиците был артхауз (о чем я теперь особенно и не жалею - за редким исключением под маской артхауза скрываются люди, которым нечего и незачем сказать и т.н. авторское кино служим им для маскировки бесталанности и не профессионализма), но какие роскошные экранизации делали наши мастера.
Минусом советского кино была идеология. Она властвовала, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Влияла и на сценарное дело, и на организацию проката, и на закупки. Это вовсе не означает, что на полку ложились исключительно талантливые, но идеологически неправильные фильмы. Естественно, брака тоже хватало, но, вспоминая того же Германа - разве справедливо, что "Проверка на дорогах" пролежала на полке с 1971 по 1985 год? И таких работ было немало.
Мы не видели и большую часть классики зарубежного кинематографа, доступ к которой нам ограничивали сверху, из идеологического отдела Политбюро, но, согласитесь, на наши экраны попадали вовсе не худшие образцы иностранного кино. Да, определенным образом заточенные, но...
Более того, постоянная борьба с надзирающими и идейный пресс заставляли наших режиссеров учить эзопов язык и проявлять чудеса изобретательности. Какие потрясающие комедии нам это дало! Какие афоризмы! Какие образы!

Нынче другие времена. Нынче, вроде бы, все можно (на самом деле не все, но об этом поговорим отдельно), но ничего не получается. Кинематограф планомерно убыточен, заработать на кино можно только на "распиле" кинобюджета, а, значит, нанеся ущерб фильму. Исключения? Квартет "И" с их удивительными фильмами, сочетающими качество, низкую цену и высокие прокатные заработки. Трэш от Бекмамбетова, паразитирующего на старых советских комедиях, и 95-го квартала (ребята, я вас люблю, но смотреть "Ржевского" физически невозможно!) с их низкопробным кичем на уровне "ниже пояса". Российский кинематограф на сегодня не дает и десятка приличных фильмов в год. о иначе и быть не может! Кино должно приносить деньги, на которые и делают кино. А воровать и пилить надо в нефтяном бизнесе, там это не так заметно. С конца 80-х годов российский кинематограф превратился из мощной индустрии в вороватого дистрофика, не способного даже на массовое производство продукции среднего качества. Бывают удачные работы, но это исключения, подтверждающие правила - дела плохи!
Если в России дела плохи, то украинский кинематограф - это, ИМХО, лютый п...ц! Несколько попыток посмотреть "Того, кто прошел сквозь огонь" привели меня в состояние озверения.


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

Я знаю, как снимают кино за бюджетные деньги. Знаю, что на оставшиеся снять что-то приличное трудно, но такая ситуация нисколько не оправдывает отсутствие профессионализма у актеров, режиссера и технического персонала. Я уж не говорю о утраченном сценарном мастерстве, в котором теперь и ремесленника встретить большое счастье.
Но ведь у нас есть прекрасные актеры - им бы приличный сценарий да монтаж, да нормальную режиссуру. Ведь в том же "Прошедшем сквозь огонь" - прекрасная история, которую просто омерзительно рассказали.
Вчера мой старый друг дал мне ссылку на трейлер нового украинского проекта " Силач Иван" (или "Иван-Сила") и я загрустил. Потому, что при нескольких "живых" актерских лицах (только нескольких! главгер мне категорически не понравился!) все это так беспомощно, криворуко, плохо сыграно, по-школярски выстроено и безнадежно провинциально, что хочется выть.

http://www.facebook.com/IvanSila.StrongIvan?fref=ts

Когда есть талантливые люди, но нет кино и его рынка - это означает, что нужна государственная политика по возрождению и защите отечественного кинематографа. Но опыт учит нас, что там, где за дело берется держава, не будет ни защиты, ни возрождения - будет коррупция, распилы, кумовство, непрофессионализм, а в украинском варианте - махровое шароварничество с премерзким национальным душком. Наверное, нашим патриотам невдомек, что наличие в кадре подсолнухов, вышиванок и цветных спиныць не может автоматически сделать из дерьма - конфетку.
А ведь рядом есть прекрасный пример - новый польский кинематограф, оставшийся на плаву (относительно, конечно, у них тоже есть госфинансирование. Оно во всей Европе есть!) и снимающий хорошие с профессиональной точки зрения работы.
Мы же идем своим путем. И этот путь ведет, как все дороги в нашей стране - в...

К сожалению, я не вижу выхода из ситуации. Поэтому буду пытаться смотреть новые украинские фильмы (а вдруг стрельнет? :-(), некоторые российские и рейтинговые западные. Но не верю я в чудеса.
Вот такие грустные мысли появились у меня после смерти одного из хороших режиссеров старого времени. Не думаю, что безосновательные. Благо, есть возможность смотреть старое.
Вчера отложил в Избранное "Сорок первый" Чухрая, с молодым Стриженовым - потрясающая драма на революционном материале, по рассказу Лавренева. Смотрю "Жизнь и судьба" по Гроссману. Показал дочке "А зори здесь тихие...".
Может быть я старый стал, и ною не по делу. А, может быть, все еще хуже, чем мне кажется.
Tags: кино
Subscribe
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments