?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

... - Человеческая глупость и Вселенная. Причем насчет второго я не уверен."
Эта фраза приписывается Альберту Энштейну.

Собственно, сабж...

В селе Морозовка Воронежской области по просьбе православной общественности из программы празднования Дня Молодежи изъяты представления, включающие языческих персонажей (древнегреческий бог Нептун, водяные и русалки), а также языческие ритуалы («день Ивана Купала»).
Протоиерей Всеволод Чаплин поддержал обратившегося в администрацию села священника отца Романа. «Переодеваясь в языческих богов, нечистых духов или персонажей, которые символизируют темные духовные силы, нужно всегда помнишь, что когда ты начинаешь играть в какую-то неведомую духовную силу, ты вступаешь с ней в контакт, и это может отразиться на твоей жизни, сознании, судьбе», - сказал он.
Об опасностях игр в язычество рассуждает миссионер протодиакон Андрей Кураев.

А массовики-затейники по советской старинке считают, что древние религии не более чем игровой фольклорно-шуточный материал…
Вы же себя считаете представителями креативного класса. Что вы уцепились за эти седобородые советские традиции? А как насчет подумать головой и придумать какую-нибудь замену этому надоевшему Нептуну (который, кстати, не имеет никакого отношения к речкам — это божество океана)? Почему для игры не взять других сказочных или фольклорных персонажей? Почему обязательно русалки? Между прочим, в русском фольклоре русалки — представители мира нечисти, их культ связан с культом мертвых, он родственен культу зомби. Зачем нужна романтизация этого мира детям?

Христиане первых веков даже понарошку в такие игры не играли бы — за это отлучали от Церкви, и они предпочитали умереть, но не участвовать в языческих обрядах.
Напомню, что в эпоху гонений не только мученики не верили в реальность нептунов и юпитеров, но зачастую и их судьи — просвещенные и циничные римские чиновники. Христианам так и предлагалось: притворись, это просто гражданская игра в лояльность цезарю, римскому народу и его богам. Богов этих нет, тебе ничего не грозит. Христиане шли на смерть, но не притворялись и не играли.

Таким образом, недоумение, возникшее у православных прихожан — совершенно естественно. Это признак духовного здравомыслия. Реакция их тоже совершенно нормальна — они обратились к священнику, как к посреднику в диалоге с обществом. Священник обращается в администрацию, что тоже абсолютно нормальная реакция. Администрация тоже реагирует нормально — если руководство населенного пункта видит, что организованные им мероприятия вызывают отторжение у каких-то групп населения — зачем настаивать именно на такой форме? У нас разве законы обязывают чтить Нептуна?
Убежден, что если бы в администрацию города обратилась группа мусульман или иудеев с просьбой отменить в ходе празднования Дня города или села мероприятия, затрагивающие их религиозные чувства, сценарий был бы точно так же изменен.

Если атеистам дорога именно эта часть их пионерского прошлого и они считают, что в этом праздновании нет никакой религии и вообще никакой угрозы — пожалуйста, их право так считать. Но тогда честно предупреждайте детей, родителей и организаторов: в программе нашего лагеря будет поклонение Нептуну. Кто согласен — отдавайте детей. Кто не согласен — ищите альтернативу.
В конце концов, мы, организуя православные детские и молодежные лагеря, предупреждаем честно о религиозной составляющей и никого никуда не загоняем.

Что же происходит во вроде бы светских лагерях? Дети и взрослые приходят на праздник, не ожидая никакого религиозного действа. Тут из воды на пляж или сцену выходит не Чебурашка, а бог Нептун — и всех заставляют ему кланяться: воздевать к нему руки, возносить, пусть и шутейные, но молитвы. А что в это время делать православным детям и их родителям? Ребенок не всегда может идти против большинства, а если он воспитан на церковной культуре, на житиях мучеников — для него это может быть серьезной травмой. И его близким может быть очень горько от того, что их чадо втянули в языческий ритуал.

Оригинал поста Кураева тут: http://diak-kuraev.livejournal.com/496427.html?view=129654827#t129654827

Я даже не знаю, как можно комментировать сии пассажи. Какое дело церкви до светского шутейного праздника? Какое отношение КВНщина имеет к язычеству? Какую больную голову надо иметь, чтобы связать эти две вещи и представить эту глупость, как нравственный императив?
Зная г-на Кураева, как неглупого человека, удивляюсь - далеко же может завести корпоративная солидарность!
Я не люблю советскую власть и ни в коей мере не одобряю расстрелы священослужителей и превращение церквей в конюшни. Но то, что церковь при них сидела тихо, как мышь под метлой - мне кажется правильным.
Не вижу разницы между шаманскими верованиями и любыми другими, но праздник Нептуна - это простой СТЭМ и никакого отношения, даже косвенного, к религиям не имеет.
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
hind19
Jul. 10th, 2013 12:24 pm (UTC)
Больше всего меня в этой истории удивляет не позиция православных священников, они по должности могут выдавать подобные вещи, но администрации-то нелишне было напомнить священникам, что православие не единственная религия на Земле и их заявления оскорбляют чувства всех неправославных.
bloody_icon
Jul. 10th, 2013 02:12 pm (UTC)
Как и все высшие приматы, попэ тоже хотят доминировать, вот и выпендриваются в меру собственного разумения. :))
igoryokntu
Jul. 10th, 2013 04:28 pm (UTC)
В данном случае церковь как раз имеет тут отношение, так как то что вы называете "Ивана Купала", является днем рождения Иоана Крестителя (Предтечи), один из больших православных праздников. А разве христианство и язычество не всегда по разные стороны барикад ? Христианство всегда будет противится любым мероприятиям связаным с гаданиями и обращением к всяким окультным (языческим) силам, пусть даже понарошку...

Edited at 2013-07-10 04:29 pm (UTC)
Yury Epanchin
Jul. 10th, 2013 07:09 pm (UTC)
+
ВРАЧ ИЛИ ПАЦИЕНТ?
«Время собирать камни и время разбрасывать камни, время обнимать и время уклоняться от объятий», - именно так цитировал пророка Екклезиаста незабвенный штандартенфюрер Штирлиц в культовом телесериале, памятном россиянам с андроповских времен. Уже тогда массовая советская интеллигенция, опускавшаяся на дно в связи с перепроизводством НИИ и всевозможных контор, которые занимались «оптимизацией управления народным хозяйством» (а, по сути, являвшиеся низкодоходными синекурами для доморощенной братии с высшим образованием), приступила к «переоценке всех ценностей». Бородачи с рюкзаком и с гитарой при свете костра пели нетленки Окуджавы и Визбора, а в своем конструкторском бюро, отложив в сторону чертежи какой-нибудь очередной заглушки, перепечатывали на казенной пишущей машинке книги Солженицына и Авторханова. Многие обзаводились даже собственными духовниками из числа «продвинутых» батюшек. Можно сказать, свершилось чаемое авторами «Вех» духовное очищение самосознания русской интеллигенции.
Значительная масса «трудовой интеллигенции» отбросила в сторону «нудный» марксизм-ленинизм и активно занялась «богоискательством», от переустройства мира в планетарном масштабе обратилась к «русской идее», «национальной самобытности». И вот грянула перестройка, а за ней – гайдаровские реформы. Тот, кто имел навыки какого-либо полезного ремесла или предпринимательскую хватку, выжил или даже достиг материального уровня «среднего класса». Остальные «идеологи» выстроились в очередь на биржу труда к единому заказчику – номенклатурному капиталу или к временным грантодателям («дети капитана Гранта, Джорджа Сороса птенцы»). Всякие прочие «духовные поиски» было предложено осуществлять исключительно за собственный счет.
Нищие учителя и преподаватели еще пытались по инерции «сеять разумное, доброе, вечное», но встречали полное непонимание со стороны учеников и студентов. «А ваш Пушкин даст мне новую квартиру?», «А Менделеев купит мне иномарку?» – задавало резонные вопросы молодое прагматичное поколение. Короче, рынок всех расставил по своим местам. Вернувшаяся на правах сырьевого придатка в «лоно мировой цивилизации» Россия уже не нуждалась в перепроизводстве интеллектуалов. Неотвратимая дебилизация населения развернулась полным ходом. Не прибегая к широким репрессиям, интеллигенцию чисто экономическими мерами «поставили в угол».
Разочаровавшиеся «корифеи пера, кисти и кинопленки» кинулись в другую крайность – стали плодить «чернуху» и «порнуху». И не сказать, чтобы их «шедевры» пользовались повышенным массовым спросом, но находились меценаты из числа нуворишей, готовые кинуть кусок «деятелям культуры», способным удовлетворить их эстетические потребности. Оказалось, что одной духовной свободой социально-экономические категории изменить невозможно, и «независимому художнику» приходится овладевать маркетингом по сбору пустых бутылок и пивных банок, выдерживать конкуренцию за право работать сторожем или кочегаром. Идеологическая вялость и бесхребетность современных «творцов» внесли свою толику в изменение климата эпохи: идеалы гуманизма всё явственнее вытесняются миазмами человеконенавистничества. Мизантропия становится нормой жизни, а не уделом отдельных чудаков-отшельников.
Если в начале прошлого века (к моменту издания «Вех») русская интеллигенция сложилась как своеобразный духовный орден, члены которого сохраняли сходные убеждения и идеалы, а, главное, разделяли жертвенную готовность служить им, то современные «образованцы» способны лишь заунывно стенать, но не в гордом одиночестве, а в плохо скрываемом осознании своей ненужности, эфимерности, проистекающей из их крайнего эскапизма. И «неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Интеллигентские инвективы в адрес «неразумных масс», «ничего не понимающего народа», «быдла» отражают лишь потерю смысла существования самой интеллигенции, её разобщенности и неорганизованности, неумения ясно мыслить и поставить точный диагноз окружающей действительности. А слепые не могут вести слепых. И поэтому «врачам» следует сказать: исцелитесь сами.
Yury Epanchin
Jul. 13th, 2013 01:48 pm (UTC)
+
ВЛАСТЬ – ЭТО ПАТОЛОГИЯ
«Коренной вопрос всякой революции – это вопрос о власти», - эту фразу отчеканил в 1917 году знаменитый Владимир Ленин. После этого в стране на 70 лет установилась «власть» Советов. А что такое, собственно говоря, «власть»? И в каком отношении она находится с государством?
Тот же классик оставил чеканную формулу: «Государство – это машина». На этом пока остановимся. Что же представляет собой эта машина, какие функции она выполняет. Перебрав все существующие определения государства, можно констатировать, что главная задача этой «машины» - производство справедливости в сложноорганизованном обществе. Если бы государство не стремилось к выполнению данной функции, оно бы уже давно было отправлено на свалку истории.
Но к пониманию справедливости человечество идет долгим сложным и извилистым путем, методом проб и ошибок. Само государство возникло не сразу и в своем развитии прошло множество этапов. Гениальный философ Гегель назвал государство «объективированной идеей». Попробую перевести формулу «сумрачного германского гения» на обыденный язык. Немецкий мыслитель показывал в диалектической логике, что на определенном этапе развития человеческого общества из него возникает и набирает силу новое образование – государство. Оно есть отделенное от общества и все более довлеющее культурное явление, не сводимое к простой сумме актов жизнедеятельности. В определенном смысле, государство – это аккумулятор всех высших достижений человеческого общества, надчеловеческий «настройщик», позволяющий гармонизировать социальные отношения и способствующий поступательному культурному совершенствованию. Государство существует как бы «само по себе».
Это не значит, что оно существует помимо общества, но оно и не сводится к нему. «Объективация» государства, то есть «освобождение» его от сугубо человеческих страстей и влияний проходит несколько последовательных стадий. Раннее государство предстает в форме восточной деспотии, в которой верховный владыка предстает единственным источником любого целенаправленного действия, и жизнь общества целиком подчинена его неограниченному произволу. В течении тысячелетий первобытная монархия развивается в сторону зачатка разделения власти и собственности, отделения общественной жизни от государственной. Это приводит к пониманию автономности закона и созданию абсолютной (просвещенной) монархии. Монарх и здесь является единственным источником власти, но его деятельность опирается на им самим установленные законы, и сам монарх обязан подчиняться этим законам.
Дальнейшее разделение государства и власти привело к формированию «правового государства». Теперь объективация государства достигает более высокого уровня. Система права довлеет над системой власти. Промежуточным этапом становится разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной. Но фактически понятие власти уходит в анонимное пространство – в сферу публичного обсуждения и борьбы идей. Гласность диктует нормы поведения.
Правовое государство есть государство публичное, государство прозрачное, а вследствие этого – более влиятельное и более оперативное. Такова диалектика процесса.
Российское государство дефилирует в противоположном направлении. Разговоры о «слабом» государстве – это разговоры в пользу бедных. На самом деле государство деградирует, не решает общественных задач, а значит, отрывается от общества и начинает тотально противостоять ему, заменяя законность произволом. В ряде случаев речь идет уде не о сползании к абсолютной монархии, а прямиком – к восточной деспотии. Закрытость государства от народа означает отсталость и неэффективность. И когда начинают говорить «представитель власти» вместо «служащий государства», «противодействие властям» вместо «нарушение закона», то знайте, что средневековье уже наступило.

( 5 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek