?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

СССР и его нынешняя "правопреемница" РФ преуспели в мифологизации. История, социология, статистика - мифологизировалось и искажалось буквально все. Граждане Союза не должны были знать правду о Западе - только страшные истории об умирающих рабочих женщинах, перед смертью вкладывающих иссушенную грудь в рот уже мертвому младенцу; все это, разумеется, под зловещий хохот буржуев.
Мифологизации подлежала - и подлежит - российская, советская история и история окружающих стран. Одним народам скармливали миф о "дружбе и братстве", другим - о "необходимости революции и социалистическом изобилии". Когда Союз рухнул, "братья" с облегчением разбежались, и пропагандистский аппарат пришлось перестраивать. В 90-е этим занимались патриотические и коммунистические оппозиционные фашисты из КПРФ, ЛДПР, НБП, Арктогеи и т.д. В "нулевые", когда к власти пришел Путин с пеплом СССР, который стучал в его грудь, разработкой патриотической пропаганды занялось государство, добившись значительных успехов. Качество этой пропаганды крайне низкое - она целиком содрана с советских образцов; однако много денег плюс жажда реванша сделали свое дело - и жвачка, выплюнутая тридцать лет назад, опять вернулась в рот русского народа.

"Советские" и "российские" за много лет пропагандистской практики научились следующему действию: с одной стороны, они, используя колоссальные деньги, которых нет у не столь нефтеносных соседей, изображают их монстрами и извергами, как прибалтов в 90-е и украинцев сегодня. Себя при этом российские власти показывают "добряками, которым Не Все Равно". С другой стороны, они заставляют отдельных "подопытных" через некоторое время принять эту навязанную идентификацию. Например, некоторые прибалты всерьез начали воспринимать свою идентичность через отрицание "русских" и даже выступать в духе: "Да! Мы против России и русских". Так Россия делает "долгосрочный вклад" в свое будущее. С одной стороны, она демонстрирует россиянам подобные пассажи, внушая им, что "все прибалты такие". С другой стороны, выращивая неонацистские группировки за рубежом (посредством имперского давления и угроз) и одновременно провоцируя волнения "угнетенных русских", Россия получает козырь, который всегда может разыграть - объявить неугодную страну "нацистской" и делать с ней что
угодно. Кроме того, народ, чья идентичность в достаточной мере навязана извне и основана на негативной самоидентификации, неустойчив и страдает коллективным неврозом.

Против Украины Путин и его агитпроп запустили один из самых живучих и "молодых" советских мемов. Речь, конечно, о термине "хунта". "Киевская хунта" воскрешает в полупустой голове совка и путинского патриота воспоминания о "кровавой хунте Пиночета", про которую он ничего не знает, но зато видел фильмы и слышал страшные рассказы про "последний фашистский режим в мире". "Хунта" - и больше ничего не нужно говорить. "Хунта" - это значит, что люди там страдают, вокруг фашизм, и только великая добрая матушка-Россия может спасти несчастных "братьев" и соотечественников. "Хунта" - это термин, посредством которого Россия с одной стороны морально криминализирует украинское руководство, а с другой - навязывает украинцам озлобленность и самоидентификацию через "образ хунты". Если конфликт в Украине продлится достаточно долго - есть риск, что какая-то часть молодых украинцев начнет на полном серьезе самоопределяться через "хунтарскую" и целиком антироссийскую риторику без позитивного, самобытно-украинского базиса: "Да, мы хунта! Да, мы против русских". Это то, что
жизненно необходимо Москве, чтобы продолжать в очередной раз уничтожать Украину. Она сможет показывать всему миру "страшных русофобов", а сами "русофобы" не смогут "пересобрать" украинское государство, поскольку будут самоопределяться "от отрицания".

Нужно действовать очень острожно, когда речь идет о российском правительстве - если оно что-то пытается навязать, значит, это "что-то" будет в скором времени использовано против вас. Нужно демифологизировать и дешифровать мемы и ярлыки, которые РФ навешивает на украинцев - и, по возможности, адекватно отвечать. Украинцы должны сами писать свою историю и социологию - сейчас это тяжело, но результат будет стоить потраченных усилий. Сегодня я хочу сделать небольшой "демифологизирующий" разбор термина "хунта" применительно к украинскому правительству. Я несколько лет занимаюсь изучением военных диктатур и неплохо разбираюсь в проблеме. Хочу назвать ряд причин, почему в Украине нет никакой хунты.

1. Хунта - это правительство, состоящее из военных, или правительственно-совещательный орган при гражданском правительстве, обладающий чрезвычайными полномочиями и опять-таки состоящий из военных. Второй, "гибридный" вариант, как правило более либерален (в хорошем смысле слова). Классической военной хунтой было перуанское правительство Хуана Веласко Альварадо: в правительстве сидели исключительно "мундиры". Примером "гибридной модели" может служить та самая чилийская Правительственная хунта: на момент ухода Пиночета с поста президента правительство страны было полностью гражданским. Генералы просто следили за достаточно грамотным накалом антикоммунизма и антисоветизма, и обеспечивали военную и полицейскую защиту страны и граждан. Политически они представляли собой своеобразную "надстройку" над правительством и одновременный совещательный совет при президенте страны. Несложно заметить, что в Украине нет военного правительства; среди баллотирующихся кандидатов генералов и полковников тоже не наблюдается. С т.з. политической науки украинское правительство не может быть названо хунтой.

2. Хунта приходит к власти в процессе армейского мятежа либо захвата власти. Украинская армия вела себя крайне аполитично и сдержанно на протяжении всего конфликта. В Украине не было мятежа; Янукович сбежал сам, власть никто не захватывал, правительство было назначено вполне демократически, хотя и торопливо. С т.з. административного и социологического подходов украинской правительство тоже не может называться хунтой.

3. Хунта всегда позиционирует себя как "правительство национального спасения". Вследствие этого она приостанавливает деятельность Конституции, временно отменяет некоторые права (обычно электоральные; в более жестком формате - свободу слова и политических убеждений), вводит комендантский час и чрезвычайное положение. Ничего подобного в Украине не было. Больше того, в Украине произошла революция, направленная в том числе и ПРОТИВ ущемления гражданских прав. Вспомним пакет "антиэкстремистских мер", которые принял Янукович во время Майдана. Со свободой слова все в порядке - на востоке страны вполне официально призывают чужое государство к военной агрессии, и никто не сажает призывающих.

4. Отмена или приостановка деятельности политических партий - ключевой момент, позволяющий квалифицировать приход к власти хунты. Дело в том, что подобный своеобразный режим происходит в условиях серьезного раскола общества. Хунты в Чили, Парагвае, Аргентине, Индонезии, Южной Корее, Бразилии, Гватемале приходили к власти в связи с тем, что в обществе было огромное количество социалистов и левых территористов, готовых сдать страны Советскому Союзу или маоистскому Китаю. Во многих странах у власти уже находились советские ставленники или банальные просоветские коллаборационисты - Альенде, Сукарно, Арбенс. Когда к власти приходит хунта, она обычно объявляет "национальное примирение" и прекращение межпартийной демагогии. В некоторых странах даже разрабатывались социологические и экономические концепции, объясняющие пагубность партийности. В Чили, например, был гремиализм - общественная идеология, объявляющая партийность и "политиканство" ненужными, выгодными только марксистам вещами; на гремиалистов поначалу сильно ориентировался сам
Пиночет. Правительство набирается не на партийной основе, партии либо распускаются, либо их деятельность приостанавливается. В правительство Украины были набраны люди из самых разных политических партий; уровень политических свобод в Украине самый высокий в СНГ и выше, чем во многих официально демократических странах (например, Аргентине).

5. Хунта ответила бы на выступления сепаратистов следующим образом: закрыла границы в мятежных регионах, а открыла их через полгода, перестреляв "колорадов", губаревых и прочих. Доминиканец Рафаэль Трухильо в свое время взял и убил около 20 000 гаитян, когда они, с его точки зрения, начали мешать Доминиканской республике. В Аргентине Хорхе Видела и его соратники за пять лет убили много тысяч коммунистов. Альфредо Стресснер, когда индейские племена начали мешать постройке ГЭС Итайпу, попросту срыл их деревни бульдозерами, показав, что из-за их протестов никто не будет переносить постройку самой большой на тот момент ГЭС в мире. Насколько мне известно, в Украине не были уничтожены даже лидеры протестов и ключевые российские провокаторы; отпустили даже Губарева. Самая завалящая хунта в условиях современной Украины решила бы проблему "независимого губернатора-РНЕшника" с помощью веревки или пули и оформила его как "пропавшего без вести".

6. В ответ на аннексию Крыма хунта устроила бы или военную операцию по его возвращению, объявила войну или начала бы в России серьезный террор. Я не буду углубляться в историю и рассказывать, как настоящие военные хунты сотрудничали и помогали друг другу находить на территориях третьих стран просоветских экс-президентов и правительственных чиновников и уничтожать их. Про операцию "Кондор", полагаю, тоже не стоит упоминать. Настоящая военная хунта уже давно начала бы забрасывать диверсантов в РФ и вести переговоры с антироссийскими силами. Не нужно обманываться и утверждать, что российская граница на замке. Диверсанты из Украины могли бы уже сто раз войти на территорию РФ и выйти оттуда. Только это никому не нужно, потому что украинское правительство и украинский народ - это восточные европейцы, изрядно взволнованные и нервничающие европейцы, которые не уважают тактику террора.

7. Хунта обычно устраивает превентивные массовые задержания и аресты людей и временно ограничивает свободу передвижения. Знаменитые стадионы в Сантьяго (впрочем, на них не творилось ничего из тех ужасов, которые озвучивала советская пропаганда), фильтрационные лагеря в Парагвае, монастыри, превращенные в зоны удержания граждан в салазаровской Португалии - такое случалось практически везде. В Украине, насколько я знаю, никто не ограничивал ничье перемещение и никого не бросали в тюрьмы. Самая мягкая хунта как минимум упрятала бы за решетку несколько тысяч пророссийских боевиков и россиян-провокаторов на востоке.

Никаких оснований называть украинское правительство хунтой нет. Обычно русские патриоты объясняют, что "хунта - потому, что они незаконно пришли к власти", но это объяснение не имеет смысла. Мы не говорим о "хунте Ленина", или "хунте Мао", потому что у этого термина есть современное четкое политологическое определение. Правительство Украины не является хунтой ни с какой точки зрения. Оно не военное, оно не пришло к власти в результате армейского мятежа, оно ведет себя очень гуманно, оно не приостановило деятельность партий и оно придерживается вполне демократического стиля. Это обычная гражданская власть, на которую оказывается сильное давление. Мне остается только пожелать украинцам успешных выборов президента, укрепления государственности, решения проблем на юго-востоке страны и... общенационального примирения без вмешательства уже настоящей военной хунты.

Оригинал материала: http://glavnoe.ua/articles/a9120

promo bither апрель 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
minsk007
Sep. 9th, 2014 04:52 am (UTC)
ватников это нисколько не убедит
они мыслят не логическими категориями, а мифологическими
krivda
Sep. 9th, 2014 05:33 am (UTC)
Вангую самый популярный ответ: Якая страна, такая и хунта :))))))))))

На самом деле у вас, конечно же уже не хунта. обычное правителесьтво, пришедшее к власти в результате воооруженного перевота (не путать с революцией)

Edited at 2014-09-09 05:34 am (UTC)
god_sersy
Sep. 9th, 2014 10:02 am (UTC)
В смысле только опять мне не ясно чем вооружены были те кто осуществлял переворот, и главное кого сместили?
andergx
Sep. 9th, 2014 05:34 am (UTC)
""Киевская хунта" воскрешает в полупустой голове совка и путинского патриота воспоминания о "кровавой хунте Пиночета"," - чушь полнейшая ибо в полупустом черепе совка не то чтобы отсутствует слово "Хунта", там никогда и не ночевало слово "Пиночет". Поэтому слово "хунта", в современной отечественной ментальности, больше созвучно со словом "хуита" (какая-то). Негатив конечно просматривается, но не шибко "кровавый" (на уровне обычного бытового мата).
green_serpent
Sep. 9th, 2014 09:29 am (UTC)
Вы не правы. Они могут не знать, что означает "хунта", "Пиночет", но
мем "кровавая хунта Пиночета" вбит на отлично ("Пионерская правда" forever) и имеет явную отрицательную коннотацию.
maximilianus_ve
Sep. 9th, 2014 06:01 am (UTC)
Ян, умные это знают итак, дураков и подлецов убеждать бессмысленно. Хотя сама по себе статья очень логичная и доступная для понимая.
xinguano
Sep. 9th, 2014 06:46 am (UTC)
я уже говорил -- может быть, даже той же сандерс -- что в рассуждениях и протестах насчет киевской хунты украинцы идут как раз на поводу у москвы. существительное здесь -- киевская, а хунта -- лишь раздражающее прилагательное.

вбросив мем киевская хунта, москва провела блестящую идеологическую диверсию в поддержку ее новороссии. и сам факт статьи сандерс это подтверждает.
Natalia Grinchenko
Sep. 9th, 2014 08:19 pm (UTC)
вбросив мем киевская хунта, москва провела блестящую идеологическую диверсию в поддержку ее новороссии. и сам факт статьи сандерс это подтверждает. Самое смешное (насколько это, конечно, может быть смешным), что автор (?) мема "киевская хунта" - умнейший человек, и за пару месяцев до вброса объяснял (и мне в том числе), что "хунта" - не просто "власть военных", а "власть потомственных военных".

Статья Сандерс - замечательная.
xinguano
Sep. 9th, 2014 08:31 pm (UTC)
прочитайте мой верхний пост. не важно, что хотел сказать автор. важно, что слышит читатель.
ainrex
Sep. 9th, 2014 09:52 am (UTC)
Чёйта по пунктам прошёлся, по другому эта страна называется, какая к черту, Украина...
Кагбе все пункты подходят, даже за уши притягивать не надо...
krivda
Sep. 9th, 2014 09:53 am (UTC)
И о Боинге
.. и да, Вы запостили очередной фейк.

в предварительном отчете по Боингу нет слов о том, что он сбит ракетой выпущенной с терр. сепапатистов. Там вообще ничего интересного нет
bither
Sep. 9th, 2014 10:08 am (UTC)
Re: И о Боинге
Я запостил высказывание малазийской стороны. Подтвержденное ВЫСКАЗЫВАНИЕ. Отнюдь не фейк.
Об отчете сейчас написал.
burzhuin
Sep. 9th, 2014 12:01 pm (UTC)
в передаче «Шустер LIVE»
депутат от ПР Шуфрич, верный соратник Януковича и его экс-министр, получил для выступления 22 минуты в прямом эфире. При этом его не перебивали, несмотря на низкий рейтинг (8-13%) поддержки в студии.

Я себе с трудом представляю 22-минутное выступление Навального или Шендеровича в прайм-тайм в ток-шоу Киселева или Соловьева какого-нибудь. Поэтому предполагаю, что Украине еще далеко до хунты и тоталитаризма.

ПС хотя плакаты "Украина понад усе" на обочинах киевских дорог меня неимоверно раздражают. Я бы немедленно посадил их заказчиков за разжигание.

Edited at 2014-09-09 12:04 pm (UTC)
Natalia Grinchenko
Sep. 9th, 2014 08:24 pm (UTC)
Re: в передаче «Шустер LIVE»
хотя плакаты "Украина понад усе" на обочинах киевских дорог меня неимоверно раздражают. Я бы немедленно посадил их заказчиков за разжигание. - можно вопрос: а почему? В смысле: почему для вас в словах "Україна понад усе" заключено разжигание?
burzhuin
Sep. 9th, 2014 08:32 pm (UTC)
разжигание в первоисточнике
Понад усе это калька с юбер аллес, если вы не в курсе.
Natalia Grinchenko
Sep. 9th, 2014 08:43 pm (UTC)
Re: разжигание в первоисточнике
Я, собственно, в курсе. Как изучавшая в свое время историю и немецкий.
Только для меня фраза "Україна понад усе" содержит совершенно иной смысл. Но ваш ответ я поняла, спасибо.
burzhuin
Sep. 9th, 2014 08:53 pm (UTC)
да, конечно
А свастика это древний индийский символ плодородия.
Руны СС это атрибут Тора.

К сожалению, в современном мире эти символы настолько связаны с фашизмом, что их прямое или косвенное использование возможно только с коричневым оттенком.


Не случайно Путин прошелся по национал-предателям.
Терминология геббельсовского происхождения исключительно активно откладывается в подсознании. Все же доктор был талантливый человек, как объяснил Путин равинам.
Natalia Grinchenko
Sep. 10th, 2014 02:09 pm (UTC)
Re: да, конечно
А свастика это древний индийский символ плодородия.
Руны СС это атрибут Тора.
Да, я поняла, что фраза "uber alles" для вас такой же символ нацизма, как и перечисленные.
Для меня в словах "Украина превыше всего" заключен приблизительно такой смысл: если в моем городе заведется зараза "хэнэрэ", то толку в только что отремонтированной квартире не будет. Ибо может очень быстро не стать квартиры. Тогда имеет смысл деньги вложить в обороноспособность страны. Вот и получается, что Украина - понад усе. Как-то так.

Это я к тому, что те, кто развешивал плакаты, которые вас так раздражают, тоже - скорее всего - имели в виду что-то похожее на мой смысл, не подумав, что в сознании очень многих людей фраза является калькой с немецко-фашистского.
burzhuin
Sep. 10th, 2014 02:16 pm (UTC)
не подумав
- а желательно думать прежде, чем вывешивать огромные плакаты с весьма двусмысленными текстами.

Честно говоря, я не верю в "случайно" и "не подумав". Все же есть силы, заигрывающие с радикалами и ловящие рыбку в коричневатой водичке. К слову, этот провокативный лозунг часто употребляется небезызвестным Ярошем.
Natalia Grinchenko
Sep. 10th, 2014 03:10 pm (UTC)
Re: не подумав
а желательно думать прежде, чем вывешивать огромные плакаты с весьма двусмысленными текстами. - полностью с вами согласна.

Честно говоря, я не верю в "случайно" и "не подумав". Все же есть силы, заигрывающие с радикалами - силы, безусловно, есть. Но и "не подумав", к сожалению, встречается чаще, чем хотелось бы.

К слову, этот провокативный лозунг - :) Для кого как.

Edited at 2014-09-10 03:11 pm (UTC)
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek