?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интервью

http://www.tochno.media/rus/publication/pisatel-bloger-n-valetov-nas-slivayut-slivaemsya--1433237251.html

Когда днепропетровский писатель Ян Валетов создал тетралогию "Ничья земля", казалось, что сбыться такое не может. Представьте: страна расколота на запад и оккупированный Россией восток, а между ними – пришедшие в упадок территории, где всем заправляют банды и еще более бесчеловечные спецслужбы. Но прошли считанные годы – и "Ничья земля" уже не выглядит столь фантастичной, а ее автор борется за будущее Украины в своем ЖЖ, который ведет под именем Бориса Битнера. Где-то обнадеживает, где-то успокаивает, но чаще вразумляет сограждан хлесткими формулировками.

Как вы оцениваете происходящее в стране? Украина крепнет или "нас сливают"? Что внушает оптимизм?

Оцениваю происходящее без оптимизма. Я далек от симпатий к нынешнему составу ВР и к власти. Но то, что она лучше, чем власть "золотого батона" – это однозначно. Нас не спасают и нас не сливают. Внутри страны есть несколько мнений, которые конкурируют между собой. Я сторонник реформ, как бы тяжело они не проходили, но эта точка зрения не так популярна, как противоположная – социальная поддержка в ущерб изменениям в экономике. Пока я не вижу существенных подвижек – пар уходит в гудок, внутри власти нет ни единодушия, ни мира. Разборки на уровне 2004-2005 годов. Последствия всем понятны – это реванш регионалов и пророссийских партий. Не будет согласия – не будет будущего.


В одной из недавних записей вы сказали, что украинские блогеры делают то, чем должен заниматься "Минстець". А что бы делали вы, если бы вместо Стеця официально назначили вас?


Я знаю достаточное количество блогеров, которых можно объединить вокруг идей патриотизма. Им мало что нужно (аудитория у них уже есть), кроме информационной поддержки. Создание информационного центра, дающего достоверную информацию в реальном времени – это было бы первым шагом.

Второй шаг – это работа блогеров, ответственных за появление "базовых" статей на лентах информагенств, на посещаемых ресурсах, в социальных сетях.

Третий шаг – создание подструктуры, отвечающей за широкое распространение информации с помощью перепостов в социальных сетях.

Четвертый шаг – создание информационного противодействия: стоп-фейк, разбирающий каждую ложь противника по косточкам и публикующий материалы, готовые к широкому перепосту.

Я считаю, лучшее оружие в борьбе с ложью – это не собственная ложь, а откровенный разговор с аудиторией. Нельзя считать людей массой, которой можно скормить все, что угодно. Нужно относиться к ним, как к соратникам.

Украинские и российские фантасты были одной тусовкой, общались на конвентах, дружили. Когда известные российские авторы – Лукьяненко, Крапивин, Дивов – открыто выступили против Украины, пытались ли вы их переубедить? Что из этого вышло?

Я далек и был далек от фантастической тусовки, как российской, так и украинской – я совершенно нетусовочный человек. Да и на конвентах был буквально пару раз – несколько не моя форма времяпровождения. С коллегами общаюсь в основном в сети и на книжных выставках. Так что "дружили с Лукьяненко" – это не обо мне. Виделись на Росконе – и все. Я тяжело переживал свой разрыв буквально с несколькими людьми, которых очень уважал, не только, как творцов. Но это личное.

В целом же, для меня трагедией стало не личностное расхождение во взглядах, а полный идеологический раскол в среде пишущей братии. Как легко одна половина стала ненавидеть другую – оказывается, и писателей может искусать телевизор. И еще – среди писателей, оказывается, много-много идейных. Тех, которые ненавидят Украину с подтекстом. Но это тема отдельного разговора.

Знакомы ли вам российские фантасты, поддерживающие Украину? Не отвернулся ли от них читатель?

Сергей Жарковский. Ничего больше сказать не могу – не знаю по поводу читателей.

В предвоенное время в России появилось много фантастики о тотальной российской победе всегда и везде. Одни герои, проваливаясь в прошлое, выигрывали все исторические битвы, другие в будущем громили американских оккупантов и "бандеровцев". Что это было – заказанная из Кремля подготовка общества к агрессии? Или писатели продавали то, на что в обществе был спрос?


Конъюнктура чистой воды. Приятно и легко писать о выдуманных успехах, исправлять "исторические несправедливости" росчерком пера, делать свою страну победителем в проигранных битвах. Читатели читают, писатели пишут. В этом потоке попадались неплохие романы, типа Бушковского "Сварога". Но в основном шел мусор.

Каким должен быть ответ украинской литературы на это? К чему надо вести украинского читателя? К взятию Москвы?

Не знаю. Литература – штука тонкая. Она управления не любит. Она не любят, когда ее начинают использовать, как продажную девку. Причем, неважно кто – темные или светлые. Задача писателя не состоит в том, чтобы кого-то и куда-то вести. Как там у Стругацких: "Больная совесть просто болит!". Если писатель пишет не о том, что его волнует, не о том, что снится ему ночами и рвется из него на волю, то чаще всего получается унылое говно. Если происходящее меня цепляет, я буду об этом писать. И это может быть и роман о взятии Москвы, почему нет? Только вот взятие Москвы мне никаким боком не нужно. А вот написать о Москве, в которой не остается ни одного русского, пожалуй, интересно. Огромный город с самыми красивыми мечетями в мире, в котором правит эмир Рамазан III, например. И русским в него въезд запрещен. Они работают в резервациях за 10 транспортным кольцом, но только в том случае, если принимают мусульманство. Если ты не мусульманин, то работы для тебя нет. Последние анклавы свободных русских держат оборону в карельских болотах, но каждый, кто родился на Свободных землях, хочет вернуть Москву. У них даже присказка есть: "Следующим летом в Москве". Ну и т.д.


Есть ли новые авторы военного времени, которых вы рекомендуете прочесть?

Пока – нет. Войну надо переварить. Хорошие книги о войне пишутся не сразу, нужно время.

Реалии "Ничьей земли" напоминают сегодняшний Донбасс. Вы писали под влиянием какого-то предчувствия, или, может, просчитали, как могут развиваться события "в случае чего"?

Были предчувствия, некоторые незначительные факты и анализ развития ситуации. Из предсказаний первым выстрелила не Украина, а Грузия – российско-грузинский конфликт. Потом начал стремительно бронзоветь Путин, оправдывая историю императора всея Руси Крутова из "Ничьей земли". А потом, когда рвануло, выяснилось, что в истории куда больше параллелей, чем думалось на первый взгляд.

Как, если просчитывать, выглядит будущее Украины, России и оккупированных территорий?

Крым будет деградировать до постройки моста (мост Россия построит, тут к гадалке не ходи, любой ценой), потом его судьба зависит от того, хватит ли у РФ денег для накачки региона. Потому, что санкции останутся. Украина Крым не простит и правильно сделает. Так что наиболее вероятно, что у РФ будет военная база с населением в 2 миллиона человек.

Донбасс я вижу замороженным конфликтом, а-ля Осетия или Абхазия. Искренне жаль людей, которые там попали под замес «русского мира». Приезжая в Донецк полтора года назад, я радовался изменениям в городе. Был шанс. Теперь его нет.

Россия идет к тоталитарной системе семимильным шагами, любит президента и одобряет его политику. Счастливая, самодостаточная страна. У нее все в порядке. Что было не в порядке, мы узнаем после смерти нынешнего царя, не раньше.

Какими вы видите отношения между Украиной и Россией через 10 лет? Через 20? Через 50?

Плохими. Сначала – очень плохими, потом умеренно плохими. Пока Россия не признает свою вину, не покается и не попытается все исправить и вернуть, другого отношения ждать не приходится. А Россия никогда своей вины не признает. Она всегда права. Если она не права, то смотри первый пункт.

Днепропетровск не в меньшей степени русскоязычен, чем Донецк или Луганск. Однако он не захотел в "Новороссию" и остался в Украине. Чем же он принципиально отличается?

Наличием умной и слаженной команды, которая, при помощи активных граждан, не дала Днепру стать вторым Донецком. Хотя шансы на это были, еще и какие. Ваты у нас много, процентов 30-35, могли наворотить такого... Не дали им разгуляться. Если бы в Донецке Ахметов проявил себя так же, в Донецке не было бы ничего плохого. У Ахметова была в наличии лучшая служба безопасности в Украине. Да им достаточно было сказать "фас", и вся пророссийская гопота бежала бы до самого Ростова, но увы... Он не сказал.

Ходят слухи, что Днепропетровск находится под угрозой переворота, а президент избавился от Коломойского, чтобы сдать область бывшим "регионалам", а то и России. Что об этом думаете?

Ничего. Я не играю в теории заговора. Все под контролем. В стране не может не быть оппозиции, Оппозиционный блок должен существовать. Крики "нас сливают" я слышу с первых дней. Нас сливают, а мы не сливаемся. Самая большая опасность – это бездарное управление нынешней власти. Будут продолжать – проиграют выборы с треском. Зачем Оппозиционному блоку заговоры и перевороты? Сами выберут.

Какое имя должно достаться Днепропетровску, когда его переименуют в соответствии с запретом коммунистической символики и названий?

Я давно называю город Днепром, но судьбу переименования должны решать горожане. Мне все равно, как решит громада, так и будет.
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 66 comments — Leave a comment )
andreype
Jun. 2nd, 2015 01:16 pm (UTC)
Хорошее интервью, интересное и информативное.
seyachaspomru
Jun. 2nd, 2015 01:47 pm (UTC)
А зачем город то переименовать?:) Ну ладно чем бы дитя не тешилось, как говорится. Когда ничего нельзя сделать, то хотя бы можно с названиями на табличках воевать.
(no subject) - kraken_ktulhu - Jun. 2nd, 2015 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seyachaspomru - Jun. 2nd, 2015 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andreype - Jun. 2nd, 2015 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kraken_ktulhu - Jun. 2nd, 2015 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seyachaspomru - Jun. 3rd, 2015 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - kraken_ktulhu - Jun. 3rd, 2015 07:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - seyachaspomru - Jun. 3rd, 2015 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - kraken_ktulhu - Jun. 3rd, 2015 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - andreype - Jun. 2nd, 2015 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fsck_all - Jun. 2nd, 2015 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seyachaspomru - Jun. 3rd, 2015 05:29 am (UTC) - Expand
zoycha
Jun. 2nd, 2015 01:25 pm (UTC)
"Следующим летом в Москве"
ГЫ :)))

Что было не в порядке, мы узнаем после смерти нынешнего царя, не раньше.
Я поспорила, что со следующим Новым Годом Рашку будет поздравлять другая тушка. Ждемс...
Вообще-то, говорят, что countdown запущен. Осталось 48 дней. Посмотрим :)))

Техническое: исправь линк, чтобы открывался в новом табе/окне

Edited at 2015-06-02 01:27 pm (UTC)
andreype
Jun. 2nd, 2015 01:32 pm (UTC)
Кстати, спасибо )
(no subject) - zoycha - Jun. 2nd, 2015 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andreype - Jun. 2nd, 2015 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zoycha - Jun. 2nd, 2015 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andreype - Jun. 3rd, 2015 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - zoycha - Jun. 3rd, 2015 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - andreype - Jun. 3rd, 2015 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - yaceya - Jun. 2nd, 2015 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zoycha - Jun. 2nd, 2015 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fsck_all - Jun. 2nd, 2015 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Михаил Пресняков - Jun. 2nd, 2015 06:30 pm (UTC) - Expand
tigr6
Jun. 2nd, 2015 01:43 pm (UTC)
Скажите пожалуйста, а разве Днепропетровск не в честь Петра Первого назвали?
seyachaspomru
Jun. 2nd, 2015 01:50 pm (UTC)
Гадкий москальский царь, как можно :))) Хотя в честь украинского коммуниста ещё хуже вероятно :)))
(no subject) - fsck_all - Jun. 2nd, 2015 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zoycha - Jun. 2nd, 2015 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigr6 - Jun. 2nd, 2015 10:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yaceya - Jun. 2nd, 2015 02:12 pm (UTC) - Expand
kurbashi11111
Jun. 2nd, 2015 01:44 pm (UTC)
Отчет
Прочитал. Хорошее интервью.
Оно, как и тост....должно быть кратким. Как выстрел.
"...а себя я назову-"Пуля". Потому что-в цель..."
germanoid
Jun. 2nd, 2015 01:51 pm (UTC)
Год назад я надеялся что противостояние с западом Россия использует как хорошй момент, для того что бы встрепенутся и начать что то делать с собой. Однкао мне ясно что за этот год, Россия ушла в астрал. Вместо своих Стивов Джобсов и Элонов Масков в России появилась огромная толпа всевозможных верующих которые начали оскорблятся по любому поводу. И как апофеоз кретинизма, главным русским ньюсмейкером стал дегенерат-мотоциклист, не могущий связать трёх слов. Мне ясно , что нового Гагарина не будет.
8k63
Jun. 2nd, 2015 07:23 pm (UTC)
нового Гагарина не будет.
Нет.
Шедевр кретинизма - ВОТ.
Видели бы это Королёв с Гагариным...кропило ..."освящается корабль сей воздушный", поп у головного обтекателя...
Даааа...В те времена,когда ракеты летали,с ними не происходило НИЧЕГО,не предусмотренного технологией.
Ни кропили их,ни "стикеров патриотического содержания" не лепили, как на "победознамённый ПРОГРЕСС".



Edited at 2015-06-02 07:25 pm (UTC)
Угу - Гама Аэро - Jun. 2nd, 2015 10:59 pm (UTC) - Expand
savoysky_p_e
Jun. 2nd, 2015 02:06 pm (UTC)
Есть возможность установить хорошие отношения
между Украиной и Россией за какую-то пару-тройку лет (а лет через пять почти никто уж и не вспомнит ни о какой войне).

Но для этого вы должны сдаться. :)
v_lechenko
Jun. 2nd, 2015 07:08 pm (UTC)
Re: Есть возможность установить хорошие отношения
Я подозреваю что даже если б это было возможно - Он не принял бы капитуляцию. Иначе бы вся политика с марта прошлого года была бы перпендикулярной тому что мы видели
699snr
Jun. 2nd, 2015 02:15 pm (UTC)
"А вот написать о Москве, в которой не остается ни одного русского, пожалуй, интересно. Огромный город с самыми красивыми мечетями в мире, в котором правит эмир Рамазан III, например. И русским в него въезд запрещен. Они работают в резервациях за 10 транспортным кольцом, но только в том случае, если принимают мусульманство. Если ты не мусульманин, то работы для тебя нет. Последние анклавы свободных русских держат оборону в карельских болотах, но каждый, кто родился на Свободных землях, хочет вернуть Москву. У них даже присказка есть: "Следующим летом в Москве"."

Интересно, что это было? Мечты? Очень показательный момент))
xinguano
Jun. 2nd, 2015 03:08 pm (UTC)
ян просто еще не освоился с мыслью, что русских в россии, грубо говоря, уже нет. у него должен быть вход в город православным запрещен. как в мекку.
(no subject) - kraken_ktulhu - Jun. 2nd, 2015 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - v_lechenko - Jun. 2nd, 2015 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bither - Jun. 2nd, 2015 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - v_lechenko - Jun. 2nd, 2015 07:40 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
kraken_ktulhu
Jun. 2nd, 2015 03:15 pm (UTC)
А эти ляпы надо не доводить до эфира.
(no subject) - fsck_all - Jun. 2nd, 2015 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - v_lechenko - Jun. 2nd, 2015 07:17 pm (UTC) - Expand
carmody56
Jun. 2nd, 2015 02:52 pm (UTC)
"Знакомы ли вам российские фантасты, поддерживающие Украину? Не отвернулся ли от них читатель?"

Еськов Кирилл Юрьевич.
Он больше ученый, чем писатель, но писатель и человек достойный.
В жж он afranius
dr_pashka
Jun. 2nd, 2015 03:18 pm (UTC)
Нет. После того, как он заявил, что выйдет на марш против войны на Донбассе, только если в Киеве будет проводиться такой же марш... Вобщем, он против насилия, но украденый кошелек должен остаться у вора.
(no subject) - fsck_all - Jun. 2nd, 2015 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_pashka - Jun. 3rd, 2015 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - carmody56 - Jun. 3rd, 2015 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carmody56 - Jun. 2nd, 2015 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_pashka - Jun. 3rd, 2015 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - carmody56 - Jun. 3rd, 2015 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_pashka - Jun. 4th, 2015 09:31 am (UTC) - Expand
виктор гневышев
Jun. 2nd, 2015 03:55 pm (UTC)
/Мне нравится,что Битнер здесь устроил,/Давос и площадь и майдан/И может быть наш мир не перестроил,/Но как-то сблизил и облагородил весь шалман,/Вы может быть больны,увы не мною/Я Вами вовсе болен не совсем,/Но пусть меж Вами,мною,со свечою,/Он освещает путь в ночи нам всем./
rus_from_tallin
Jun. 2nd, 2015 04:21 pm (UTC)

Русский язык разрывает Украину на куски.

fsck_all
Jun. 2nd, 2015 05:57 pm (UTC)
>как решит громада, так и будет

Вот это самые страшные слова для россиян.
Намного страшнее чем пресловутые "негры захватили рососсиюшку". Ибо это ж надо думать своим мозгом, решать за себя. Чтобы воспротивиться ответственности россиянин готов посадить себе на шею любого сатрапа.
v_lechenko
Jun. 2nd, 2015 07:13 pm (UTC)
В этом потоке попадались неплохие романы, типа Бушковского "Сварога".

Ян - как автор единственной обзорной статьи о творчестве Бушкова позволю поправить.
"Сварог" -это не про то как Россия всех победила -это про то как майор ВДВ провалился в параллельный мир где России -да собственно и других известных нам государств нет и вообще действие происходит на планете Фаэтон(она же Талар).

Edited at 2015-06-02 07:13 pm (UTC)
bither
Jun. 2nd, 2015 07:33 pm (UTC)
Сварог начал новую главу о попаданцах. ))) первым был все-таки янки при дворе короля Артура. )))
(no subject) - v_lechenko - Jun. 2nd, 2015 07:36 pm (UTC) - Expand
( 66 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek