?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В процессе-2

Закончил вычитку написанного. Многое переделал. Что-то добавил, что-то убрал. :-)
Дал прочесть жене.
Поспорил с ней о внешности Иешуа. Спор получился бессмысленным, но очень эмоциональным. Вопрос супруги: "Ну, почему они у тебя все носатые?" вызвал у меня приступ гомерического смеха. И действительно - почему? :-)
Все больше и больше понимаю, что концепция жертвенности, идея которой сначала кажется такой привлекательной, на самом деле достаточно неправдоподобна.
Жить, бороться, потерпеть неудачу, закончить жизнь, как бунтовщик на кресте, имея возможность скрыться - понимаю. Просто пойти на заклание - не понимаю. Иешуа - еврей. И не просто еврей, а верующий, живущий по Традиции, в соответствии с Законом. Он и должен мыслить, как еврей того времени (вот было бы хорошо узнать КАК именно мыслили евреи того времени!), вести себя в соответствии с воспитанием, образованием и внешними обстоятельствами.
"Не мир я принес вам, но меч!" говорит он. Плетью изгоняет менял из Храма. Раздает мечи ученикам. Он действует, а не ждет заклания. Действует, стараясь придать своим действиям схожесть с действиями Мессии в предсказаниях пророков Захарии, Исаи. Он явно знает, что делает, но терпит поражение.
Евреи, обычно с большой охотой бунтующие по праздникам, его не поддерживают. Тот, кого встречали, как Царя Иудейского, внезапно оказывается практически в одиночестве. Чуда, обещанного Иешуа и пророками, не случилось. Земля не разверзлась, римляне не были изгнаны, Мессия никого не спас. Но остается еще одна часть пророчества - о том, что преломляющий хлеб вместе с Мессией предаст его. И если не случилось одно чудо, то пусть случится другое.
Евангелия по понятным причинам обвиняют в смерти Иешуа евреев и их образованную, знатную часть - фарисеев (одним из которых скорее всего и был сам Иешуа). Римляне, вроде как, и не причем. Жестокий взяточник, антисемит и убийца Пилат, вдруг становится агнецом, евреи сами на себя призывают проклятие на веки вечные. Распятие - типично римская казнь, для неграждан Рима, бунтовщиков, уголовников - позорная и страшная. Почему человека, который даже не святотатствовал (приведенные в Евангелиях причины смешны даже для человека поверхностно знакомого с иудейскими законами) судит римский префект? Почему синедрион выносит приговор человеку, который не находится в их юрисдикции? Почему иродианин Агриппа не видит в нем вины, а первосвященики (назначаемые римской властью саддукеи) видят, и какую толпу они подговаривают предать Иешуа смерти? Не ту ли, что неделю назад втречала его пальмовыми ветвями и пением "Осанна!".
Не многовато ли несоответствий? Логика всегда была присуща человечеству. На любом этапе развития, человек действует, преследуя определенные цели. Личность не может существовать вне исторического контекста. Почему же Иешуа безжалостно вырван из жизни своего народа, из текущих событий (а они были!) и рассматривается только, как фигура отвлеченная? Могло ли быть так? Или все-таки его казнь, его жизнь, его проповеди были частью истории того времени, тесно вплетенные в живую ткань того времени, где действовали не картонные святочные персоналии, а живые, из плоти и крови люди, которые боролись за свои идеи, верили в них, терпели неудачи, страдали и умирали? Не за абстрактные грехи человечества, а потому, что хотели достичь цели, но не рассчитали сил?
Чем больше я узнаю о том времени, тем больше меняются мои представления о человеке, образ которого, мысли которого и смерть которого послужили толчком для создания одной из самых мощных мировых религий.
Книга трансформируется во время написания. В ней все меньше от притчи. Боюсь, что в ней не будет духовности в общепринятом смысле. Очень хочу, чтобы от глав библейских исходил запах эпохи. Очень хочу, чтобы современный читатель (априори, слабо ориентирующийся в реалиях того времени), увидел историю Иешуа глазами своих современников, героев романа...

Моя супруга, профессиональный филолог по образованию, сказала мне, прочитав первые главы:
"Ты, надеюсь, понимаешь, что бестселлером эта книга не может стать по определению?"
Я это понимаю.
"У тебя столько тем и сюжетов, - говорит мне она. - Зачем ты трогаешь тему, которая мало кому интересна, но многих может задеть?"
Я трогаю тему, потому что есть темы, которые, на мой взгляд, интересны всегда. Это дружба, предательство, коварство, надежды. Это истории о людях и их характерах. Прежде всего о людях. И то, что мы вот уже 2000 лет знаем конец этой истории, не делает ее менее интересной.
А для любителей остросюжетной прозы будет вторая истории. Сегоднешняя. И это, как всегда, будет триллер.
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
kramarenko_a
Apr. 26th, 2009 10:26 pm (UTC)
жжжжжуттть!
ну ты и замахнулся
bither
Apr. 26th, 2009 10:31 pm (UTC)
Ты каждый раз так искренне удивляешься! :-) Я же тебе о задумке рассказывал еще пару лет назад:-)
Не бойся, Саша, устои твой веры это не покачнет. Это, вообще, к вопросам веры имеет крайне отдаленное отношение.
dir_for_live
Apr. 27th, 2009 03:23 am (UTC)
А еще я думал о том, что Иисус не умер на кресте.
Он был, он жил, и может быть даже были чудеса. Но на кресте умер другой, пожертвовав собой вместо него. Они все так устроили, чтобы спасти учителя. В этом и была жертва.
А потом ученики написали кучу революционых книг - Евангелий...
zvjazkovyj
Apr. 27th, 2009 04:35 am (UTC)
До последней строчки вертелся вопрос - а что дальше...
dnk401
Apr. 27th, 2009 09:00 am (UTC)
Задумка чрезвычайно интересная -- это я про "дух эпохи" и про то, "как мыслили евреи того времени". Ибо в современных художественных книгах, так или иначе пытающихся писать о том времени (от Сенкевича до Стругацких) Иисус -- это символ, а не живой человек.
Но ярлык арианской ереси к тебе точно прилепят. К счастью, в наше время это уже не так рискованно, как 320 году.
А что станет, что не станет бестселлером, этого никто не знает.
(Anonymous)
Apr. 27th, 2009 08:23 pm (UTC)
serolis
Евреи сидят ждут Моисея. Он спускается с горы с довольным видом.
-Ну как?
-Сторговались на десяти….
одобрительный гул.
Моисей разводит руками:
-Прелюбодеяние входит….
nghbr_aka_sosed
Apr. 28th, 2009 02:13 pm (UTC)
To concur death you only have to die ©
Мы уже говорили с вами об этом. А именно о том, что многие из мессианских пророчеств четко указывают на страдание и казнь Мессии. Из наиболее ярких таких пророчеств: 53 глава Исайи (и окончание 52-й), 21-й Псалом, уже упоминавшееся пророчество Даниила. Вы упорно стоите на том, что Евангелия были "подогнаны" под эти пророчества после того, что изгнать римлян и захватить власть не вышло. И я вас понимаю: ничего другого просто не остается, т.к. альтернатива признать в Иисусе Мессию - слишком радикальна. Проблема в том, что как ни крути и не верти, но в ВЗ есть совершенно четко и недвусмысленно прорисованный образ Мессии страдающего, наряду с Мессией - Царем. И в этом отношении ни о какой "подгонке" речи быть не может. Определенная загадка (чтобы не сказать "тайна") в этом есть.
(Anonymous)
Apr. 29th, 2009 05:56 pm (UTC)
Страшнее быть обвиненным не в ереси, а во вторичности!
Страшновато не то, что Вас обвинят в ереси, а - что могут обвинить во вторичности после Булгакова. И будь Вы хоть суперБулгаков - о вкусах не поспоришь! Вон, тут самого Гоголя в нехудожественности обвинили (см. под Вашей статьей 7 апреля), а ведь он про Тараса Бульбу первым написал!

Кроме Булгакова, тему "Иешуа рядом с другими иудеями-современниками" оригинально раскрыл Фейхтвангер в "Иудейской войне". Оригинальность в том, что про Иисуса он вообще ничего не сказал, а только про приблизительных современников, но детали из Евангелий, заставляющие нас скорбеть, там происходят то с одним, то с другим иудеем, то массово, а то, что вызывает у современного человека просто удивление, тоже. Например, Иосиф советует римлянину - если не ошибаюсь, Веспасиану - для пущей авторитетности устроить перед толпой чудеса; подразумевается, что ушлый Иосиф знал, как это ОБЫЧНО делается. Словом, на общем фоне Иешуа выглядит как Миклухо-Маклай в Петербурге (а не среди папуасов - там последнего ни с кем не спутаешь), и вопрос о том, почему все хором не признали его Богом, отпадает. (Кстати, попутно там затронута и тема "что в это время представляли из себя германцы", но еще более тонко и малозаметно. Не могу не процитировать одно место, касающееся подготовки Веспасиана к карательному походу в Иудею: "Господа, - скажет он, - мы будем воевать не с примитивными дикарями, вроде германцев, а с народом, насквозь организованным по-военному". Особенно пикантно это звучит в оригинале - по-немецки.)

Если бы Вам удалось подойти к делу принципиально иначе, чем Булгаков и Фейхтвангер, но не менее художественно и при этом без грубых оскорблений чувств верующих, книге просто цены бы не было! В любом случае, когда она выйдет, дайте знать.

Ю.Г.
http://www.golovnyeva.narod.ru
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek