?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Собственно вопрос - а был ли в СССР антисемитизм государственной политикой?

Из того, что я застал - запрет на профессию, ограничение при поступлении в ВУЗы, достаточно прозрачные антисемитские кампании в прессе. Бытовой антисемитизм не обсуждаем - был, есть и будет. Давайте начнем отсчет с послевоенного времени.

Я утверждаю, что в СССР государственный антисемитизм был. Это была позиция правящей партии, начиная с дела врачей и заканчивая запретом на профессии и прочие прелести в позднесоветские времена.
Сталкивался лично - на моем факультете евреев по паспорту не было вообще, их отсеивали на стадии собеседования. Днепропетровский Университет, физико-технический факультет.
Моих друзей срезали на экзаменах в ВУЗы. Были институты, куда брали без проблем, а были такие, куда не брали вне зависимости от результатов - исключительно по пятой графе.
Первые отделы отсекали кандидатов с неправильными фамилиями - для этого там работали бывшие сотрудники КГБ или отставные военные.
С выездом за рубеж была беда. У всех была беда, но у евреев совсем беда-беда.
Я уж не беру травлю типа "дела врачей", подготовки к переселению в Еврейскую автономную область, дело Синявского-Даниэля, травлю Пастернака, и т.д.

Очень хотелось бы услышать аргументированное (хотя бы по минимуму) мнение.

Ну, и привинчу голосовалку.

Был ли в СССР антисемитизм государственной политикой?

да
180(65.5%)
нет
66(24.0%)
не замечал и не интересуюсь
29(10.5%)
promo bither april 25, 2012 17:23 3
Buy for 200 tokens
Промо-блок свободен! :-) Пользуйтесь случаем!

Comments

( 242 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
m_for_mijers
Apr. 13th, 2016 11:30 am (UTC)
Вассерман Толик ничего такого не помнит...)
stranger9
Apr. 13th, 2016 11:43 am (UTC)
А такого вопроса нет в игре. Он помнит только ответы на вопросы игры.
(no subject) - nik_adams - Apr. 13th, 2016 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - yoserian - Apr. 13th, 2016 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - roncess - Apr. 14th, 2016 02:19 am (UTC) - Expand
ddnorth
Apr. 13th, 2016 11:40 am (UTC)
В КБ Южное(выпускники физтеха) было достаточно евреев,хоть и не по паспорту.
israelit
Apr. 14th, 2016 12:56 pm (UTC)
Да, просто у отдел кадров плохо знал Галаху ;-)
minsk007
Apr. 13th, 2016 11:41 am (UTC)
Участник праймериз к выборам в Госдуму РФ партии Единая Россия Владислав Вихорев заявил на дебатах в Челябинске, что евреи планомерно уничтожают российский народ.

Вихорев выразил мнение, что при президенте РФ Борисе Ельцине произошел "еврейский переворот", по итогам которого население России уменьшилось на 10,5 млн человек, и в дальнейшем будет сокращаться по миллиону человек в год.

"Русский народ государствообразующий сам оказался на гране вымирания", — заявил представитель Единой России.

"Это хорошо спланированная, четко продуманная, жестко исполненная программа уничтожения национальной культуры, национального образования, национального производства и национальной финансовой системы, а самое главное извод русского народа ... Нас русских убивают за то, что мы стоим поперек дороги жидам", — подытожил Вихорев и пообещал "полностью изгнать евреев из власти".
luk_aa
Apr. 13th, 2016 12:43 pm (UTC)
1. Сначала полностью изгнать евреев из власти.
2. Потом полностью изгнать евреев из гражданства («Закон о гражданине РейхаРоссии»).
3. Потом полностью изгнать евреев с работы (1-е объяснение Г.Глобке Дугина к «Закону о гражданине Рейха России»).
4. Потом полностью изгнать евреев из семьи («Закон об охране германской русской крови и германской русской чести»).
5. Потом полностью изгнать евреев из страны («Центральное бюро по еврейской эмиграции» при СС Президенте .
6. И наконец полностью изгнать евреев из жизни (Окончательное решение еврейского вопроса).
PROFIT!

Edited at 2016-04-13 12:44 pm (UTC)
(no subject) - basildon3 - Apr. 13th, 2016 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - minsk007 - Apr. 13th, 2016 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - basildon3 - Apr. 13th, 2016 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qmed - Apr. 13th, 2016 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - basildon3 - Apr. 13th, 2016 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qmed - Apr. 13th, 2016 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - basildon3 - Apr. 13th, 2016 06:01 pm (UTC) - Expand
shpringelolga
Apr. 13th, 2016 11:42 am (UTC)
Да. Но все было устроено так хитро, что мы этого даже не замечали, и не понимали. В моей семье, например, даже не обсуждали, почему меня отсеяли на стадии приемки документов в пединститут после педучилища, а моих одногруппниц с худшими результатами учебы, но с русскими фамилиями, приняли? То, что это целенаправленно делается, нам даже в голову не приходило. Мы считали, что ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ.
m_for_mijers
Apr. 13th, 2016 11:44 am (UTC)
В пед могли и взять, при постоянном-то недоборе...
(no subject) - hryu - Apr. 13th, 2016 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - profi - Apr. 13th, 2016 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - igorilla - Apr. 13th, 2016 05:42 pm (UTC) - Expand
germanoid
Apr. 13th, 2016 11:44 am (UTC)
Был антисемитизм не гласный. В основном отношение со стороны государства было: "евреи - люди с гнильцой, надо за ними присматривать и особо далеко не пускать"
Какого то репрессивного антисемитизма, кроме дела врачей, особо не припомню.
profi
Apr. 13th, 2016 11:58 am (UTC)
Вопрос же не в том, гласный или негласный. Факт тот, что он был, и был государственной политикой. Как бы сегодня этого многие ни отрицали.
(no subject) - germanoid - Apr. 13th, 2016 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - profi - Apr. 13th, 2016 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - germanoid - Apr. 13th, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - profi - Apr. 13th, 2016 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - terlimne - Apr. 13th, 2016 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_arch - Apr. 13th, 2016 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - germanoid - Apr. 13th, 2016 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stranger9 - Apr. 13th, 2016 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kl001 - Apr. 13th, 2016 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - germanoid - Apr. 13th, 2016 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kl001 - Apr. 13th, 2016 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stranger9 - Apr. 13th, 2016 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sir_nigel - Apr. 13th, 2016 07:24 pm (UTC) - Expand
andreype
Apr. 13th, 2016 11:46 am (UTC)
Я вроде бы уже писал. СССР 1975-1991 года. С 75 веду отсчет, потому, что был уже в в том возрасте, в каком понятно что такое национальности. Так вот, евреи, которых я лично повстречал в тот период:
- прокурор города
- главный инженер производственного объединения
- директор завода
- начальник центральной лаборатории призводственного объединения
- зав. кафедрой ВУЗа - 2 человека
- декан
- зав. отделением в госпитале - 2 человека
- глав.врач больницы

Это я за 3 минуты накидал. Офигительный государственный антисемитизм.
bither
Apr. 13th, 2016 11:48 am (UTC)
В Политбюро был Каганович))) И что?
(no subject) - andreype - Apr. 13th, 2016 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - Илья Гнездилов - Apr. 13th, 2016 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - dobryi_chelowek - Apr. 13th, 2016 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qmed - Apr. 13th, 2016 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dobryi_chelowek - Apr. 13th, 2016 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qmed - Apr. 13th, 2016 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dobryi_chelowek - Apr. 13th, 2016 05:28 pm (UTC) - Expand
Кто оккупировал Грузию? - pluto9999 - Apr. 13th, 2016 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ermenegilda - Apr. 13th, 2016 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dobryi_chelowek - Apr. 13th, 2016 12:14 pm (UTC) - Expand
stranger9
Apr. 13th, 2016 11:46 am (UTC)
Меня отсеяли в МИРЭА - не приняли локументы. Сказали, что украинцев из Одессы уже видели.
glavsnab
Apr. 13th, 2016 12:53 pm (UTC)
серьезно? В каком году?
(no subject) - stranger9 - Apr. 13th, 2016 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - glavsnab - Apr. 13th, 2016 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stranger9 - Apr. 13th, 2016 05:43 pm (UTC) - Expand
andreype
Apr. 13th, 2016 11:50 am (UTC)
А! Вот еще что. Я сам учился в политехе. Хим.технология, хим.аппараты. На поток в 150 человек было 2 еврея. Остальные мои знакомые-евреи учились в меде и мех.мате. Наверно потому, что в политех их не брали, да?
profi
Apr. 13th, 2016 01:17 pm (UTC)
Вы дурачок.
(no subject) - andreype - Apr. 13th, 2016 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stranger9 - Apr. 13th, 2016 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - profi - Apr. 13th, 2016 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qmed - Apr. 13th, 2016 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gaberalla - Apr. 14th, 2016 03:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - andreype - Apr. 14th, 2016 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - gaberalla - Apr. 15th, 2016 12:45 am (UTC) - Expand
m_for_mijers
Apr. 13th, 2016 11:59 am (UTC)
Закономерность есть такая, среди тех, кто вообще в курсе конечно.

1) 5% врут, что ничего такого не было чисто из идеологических соображений, не дадим очернять великий совок!
2) 95% врут, потому что в принципе поддерживают подобную политику, т.е. нацизм.

Первая группа гораздо шире представлена в интернете, потому выглядит более многочисленной...
jmyshanya
Apr. 13th, 2016 12:15 pm (UTC)
если 95% поддерживают такую политику, почему они пытаются отвести обвинения в такой политике от совка? должны же, наоборот, говорить: - да! ссср правильно давил жидов! но таких голосов почему-то не слышно...
(no subject) - m_for_mijers - Apr. 13th, 2016 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jmyshanya - Apr. 13th, 2016 12:30 pm (UTC) - Expand
boldogg
Apr. 13th, 2016 12:03 pm (UTC)
Я почти не застал СССР, но по рассказы знакомых-родственников + чтение книг той эпохи у меня сложилось впечатление, что именно государственной политикой он не был. Но был заметно больше распространён тот самый бытовой антисемитизм - собственно, тот, который остался сейчас это тот самый и есть, он всё это время просто плавно идёт на спад.

Отсюда и истории про ВУЗы, про то, про сё - просто где-то оказался бытовой антисемит при власти и должности, а где-то нет. А поскольку распространено было шире, то и мест, где оказался, было больше.
andreype
Apr. 13th, 2016 03:37 pm (UTC)
Я застал и могу подтвердить, что примерно так и было. Бытовой антисемитизм был. Причем, чем ниже социальный слой, тем больше. И вот, что интересно. У нас евреев считали умными, талантливыми (особенно в математике, музыке, медицине), расчетливыми. Но при этом было устойчивое выражение "сделано по-еврейски", т.е. нелепо, непродуманно, через задницу.

Вообще у Валетова больная тема - советский государственный антисемитизм. Или его персонально где-то ткнули, или в УССР с этим вопросом было как-то иначе, чем в РСФСР.
(no subject) - dobryi_chelowek - Apr. 13th, 2016 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andreype - Apr. 13th, 2016 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qmed - Apr. 13th, 2016 04:50 pm (UTC) - Expand
dobryi_chelowek
Apr. 13th, 2016 12:06 pm (UTC)
...А в моей студенческой группе (Физфак Ленинградского университета) из 15-17 человек было 3 еврея. По паспорту. Двое из них - с Украины, один - ленинградец. 1985 год. Пресловутая "Перестройка" ещё толком не начиналась.

И ещё было несколько "не по паспорту". Минимум, двое.

А уж какой разгул антисемитизма был в Ленинградской и Московской консерваториях!.. :)

Насколько я успел застать то время, проблемы у людей еврейской национальности могли быть только при поступлении в вузы, готовившие специалистов для оборонной промышленности (Военмех, ЛИТМО) или для спецслужб (Восточный факультет ЛГУ, например).

Конечно, из-за посещения синагоги (как и церкви) могли возникнуть проблемы - но только по партийно-комсомольской линии (как в анекдоте про трусы и крестик).

...У меня был старший коллега по работе (когда я ещё физикой занимался) по фамилии Гальперн (не Гальперин). Сын раввина...

ЗЫ
И насчёт "дела врачей", если поинтересоваться предметом, вырисовывается интереснейшая картина: Лидия Тимашук, оказывается, написала донос в МГБ вовсе не на евреев, а на трёх врачей славянской национальности - Виноградова, Василенко и кого-то ещё третьего, чью фамилию я не помню.
А самое смешное (или грустное) - это то, что её диагноз об инфаркте Жданова был абсолютно верным - врачи действительно его залечили. Не то по собственной профнепригодности, не то по умыслу - в первое я верю больше, чем во второе.

vit_r
Apr. 13th, 2016 03:49 pm (UTC)
В ЛГУ им. Жданова были проблемы на гуманитарных специальностях. На технические специальности многие с пятым пунктом шли в Политех, потому что в ЛГУ срезали при возможности.

В ЛИТМО, кстати, проблем с евреями как раз не было. Причём, на оборонные специальности.
(no subject) - dobryi_chelowek - Apr. 13th, 2016 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vit_r - Apr. 13th, 2016 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qmed - Apr. 13th, 2016 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dobryi_chelowek - Apr. 13th, 2016 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qmed - Apr. 13th, 2016 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - os80 - Apr. 14th, 2016 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qmed - Apr. 14th, 2016 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - os80 - Apr. 14th, 2016 06:22 pm (UTC) - Expand
olma2000
Apr. 13th, 2016 12:13 pm (UTC)

Х.з. в моем училище евреи были и допуска на совсекретно все имели.

cat_nonna
Apr. 13th, 2016 12:27 pm (UTC)
Было, но как-то компаниями что ли, прилив - отлив...
Мне в приватном разговоре декан в отставке сказал: ты с твоим отчеством не поступишь туда (местный иняз) никогда. А вот на невыездную специальность в машиностроительный взяли с дорогой душой. Это - начало 80-х.
Еще - из рассказа знакомого, историка по образованию. После школы хотел стать военным. Родной дядя, препод. военного училища, категорически отсек: "Еврею в танке не место". Много лет спустя, уже будучи жителем Израиля, признался - в тот год была такая вот разнарядка
dobryi_chelowek
Apr. 13th, 2016 12:34 pm (UTC)
Когда я служил в армии, зам.нач.склада в гранизоне был прапорщик Римфельд... :)

Не немец :)

>>> А вот на невыездную специальность
А вот на невыездную специальность евреев-то практически и не брали.
Фундаментальной наукой заниматься, музыкой, искусствоведением, журналистикой - это всегда пожалуйста...



Edited at 2016-04-13 12:37 pm (UTC)
(no subject) - Pax Ruthenia - Apr. 13th, 2016 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qmed - Apr. 13th, 2016 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dobryi_chelowek - Apr. 13th, 2016 05:39 pm (UTC) - Expand
зам.нач.склада. :) - cat_nonna - Apr. 13th, 2016 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luk_aa - Apr. 13th, 2016 12:49 pm (UTC) - Expand
tigr6
Apr. 13th, 2016 12:39 pm (UTC)
Ну, то что Сталин был зоологическим антисемитом, это известный факт. А после него, видимо, основную роль играл Израиль, как союзник США.
Да и вообще у славян, по-видимому у большинства из них, существуют серьёзные комплексы перед теми, кто умнее и успешнее их. Хотя не скажу, что прям все евреи умные и успешные, но в среднем да.
tigr6
Apr. 13th, 2016 12:43 pm (UTC)
Да ещё забыл традиционное: Евреи нашего(!) Христа распяли.
(no subject) - jmyshanya - Apr. 13th, 2016 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dobryi_chelowek - Apr. 13th, 2016 01:57 pm (UTC) - Expand
luk_aa
Apr. 13th, 2016 12:39 pm (UTC)
Делу врачей предшествовал разгром ЕАК и убийство Михоэлса.
Конечно, в решениях съездов и пленумов призывы к окончательному решению еврейского вопроса отсутствовали. Антисемитизм носил бытовой, а на уровне руководства негласный характер. Историк Геннадий Костырченко писал, что проводившаяся в СССР в течение десятилетий политика негласного антисемитизма нанесла существенный вред не только гражданам еврейского происхождения, но и всему обществу и государству.
Очень хорошо этот период описан у И.Дегена в "Из дома рабства". Начиная с "евреи не воевали" и заканчивая "евреи все позахватывали".
В 1982-90гг. я работал на шахте в Донбассе. Брехня, что не было евреев-шахтеров. Тогда я об этом не задумывался, а сейчас навскидку могу вспомнить пару десятков из 3000, работавших на шахте.
pluto9999
Apr. 13th, 2016 01:33 pm (UTC)
Антисемитизм в виде ограничения на доступ к определенным должностям начался после войны, в силу вполне определенных обстоятельств - начало Холодной войны и образование враждебного СССР Израиля. До этого все должности были доступны.

Да вы и сами это знаете.

http://luk-aa.livejournal.com

"Мой дед, Григорий Абрамович Финкель, был майором НКВД, и мне не за что стыдиться. Он был порядочным человеком, одним из лучших среди тех, кого мне довелось знать."

------

Дед Шендеровича, Дозорцев, тоже был офицером НКВД, но достойно погиб в 1941 г. под Ленинградом. Хотя, юморист, кажется, этого - не гибели "за Советскую Родину", а службы в НКВД - стыдится.

Edited at 2016-04-13 01:36 pm (UTC)
(no subject) - luk_aa - Apr. 13th, 2016 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ermenegilda - Apr. 13th, 2016 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dobryi_chelowek - Apr. 13th, 2016 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eohippus_k - Apr. 13th, 2016 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dobryi_chelowek - Apr. 13th, 2016 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luk_aa - Apr. 13th, 2016 05:23 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 242 comments — Leave a comment )

Profile

bither
Ян Валетов

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek