Кино художественное, не документальное. Оно опирается на реальные события, но не обязано их воссоздавать на 100%.
Сила воздействия этого жанра как раз и основана на том, что вымысел прекрасно сочетается с документальными кусками. Придуманные персонажи помещаются в реальную среду, хронометрированные посекундно события переходят в авторские эпизоды.
Конечно же, обращение "товарищ" по делу и не по делу, это клюковка. Конечно же, фраза "Ленин бы нами гордился" вызывает смех. Хотя, сталкивался я с маразматиками, которые выдавали сентенции и покруче. И это были еще нестарые маразматики. Старые могли и про Ленина завернуть.
Причем, это было бы проявлением странности, но вполне адекватной. Никто бы смеяться не стал, кивали бы и поддакивали.
В эпизоде с министром угольной промышленности я ржал в голос.
Но сериал не об этом. Он не об опасности АЭС, не о роковых ошибках проектирования.
Сериал о системе тотальной лжи, о извращенной системе моральных понятий и ценностей. Он о героях, которые герои поневоле, о героях, которые герои вопреки, а не благодаря.
И визг советских раздается потому, что они прекрасно узнали свою любимую страну. Как милого - по походке.
- Какова цена лжи? - спрашивает в начале фильма академик Легасов. - Дело в том, что слыша достаточно лжи, мы уже не отличаем ее от правды.
Я помню первомайскую демонстрацию в Киеве, глухой шепотом по углам, циркулирующие страшные слухи. Мобилизацию резервистов, репортажи ББС и Голоса Америки, которые тогда еще глушили. Рассказы ликвидаторов, постепенное изменение тона прессы. Помню дикую радиофобию при полном отсутствии средств измерения радиации.
Подписки о неразлашении, контроль за публикациями...
Дивная советская атмосфера, о которой так мило сейчас тоскуют любители колбасы по 2. 20.
Именно в эту болевую точку попадает сериал Чернобыль. В самое яблочко, несмотря на вымысел или неточности.
Атмосфера. Настроения. Отношения. Научное сообщество, где правят исключительно карьерные соображения. Власть некомпетентной тупой партократии. Тотальная ложь. Героизм тех, кого считают стадом партийные пастухи.
И колбаса по 2.20 была таким же говном, как все остальное.
Главный наш недостаток, главная причина катастроф, неудач и нищеты - люди, выросшие в советском Зазеркалье, искалеченные советской властью до полного уродства.
Главное наше богатство - люди, которые несмотря на давление уродливого строя, сохранили свои лучшие человеческие качества - способность в сочувствию, взаимовыручке, взаимопониманию.
Кто еще не смотрел - посмотрите. Оно того стоит.
Мой телеграмм:
t.me/ianvaletov
Journal information